Образ Петербурга на страницах романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

bardaeva2016 21 Январь, 2016 19:26 Исследовательская деятельность Постоянная ссылка

Проект скачать pr10.doc 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Дегтярская средняя общеобразовательная школа»          

           Исследовательский проект по литературе

Образ Петербурга на страницах романа Ф.М.Достоевского  «Преступление и наказание»

 

Выполнили:  учащиеся 10 класса 

 МБОУ «Дегтярская СОШ»

Эверт Гергард, Эверт Леана

                                                                      Учитель:  Бардаева А.А.

 

Дегтярка 2015

Содержание:

I. Введение ………………………………………………………4 стр.

II. Основная часть …………………………………………….…5 стр.

1.    Экскурс в историю и архитектуру города Петербурга;

2.    Традиции поэтов и писателей 19 века в изображении Петербурга;

3.    Образ Петербурга на страницах романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»;

4.    Капиталистический город – соучастник преступления Раскольникова

III. Заключение.……………………………………….…………  16  стр.

IV. Список литературы…………………………………………   17 стр.

V. Приложения…………………………………………………… 18 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Образ Петербурга на страницах романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Цель работы: определить, насколько влияет атмосфера капиталистического города на характер и поступки главного героя романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Задачи:

изучить историю и архитектуру города Петербурга;

познакомиться с традициями русских классиков в изображении Петербурга;

определить особенности изображения Петербурга Ф.М.Достоевским.

Объект исследования: город Петербург, изображенный Ф.М.Достоевским на страницах романа «Преступление и наказание»

Предмет исследования: роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Методы и приёмы:

Систематизация сведений

Анализ литературы

Дедукция (формулирование вывода)

Актуальность:

Заключается в возможном использовании её на уроках литературы,  посвященных изучению творчества Ф.М.Достоевского,  уроках МХК, посвященных изучению архитектурных стилей Санкт-Петербурга

Практическая значимость 

    Эта работа может помочь тем, кто интересуется литературой, архитектурой или историей. Данная работа расширяет кругозор учащихся, пробуждает интерес к литературе, архитектуре и истории Санкт-Петербурга.

Гипотеза

Петербург  Достоевского - это не только фон, на котором развертываются драматические события, но и соучастник преступления главного героя романа.

 

 

 

 

Введение

Петербург -  гордость России. Это один из красивейших городов мира. Его улицы, проспекты, площади, набережные – подлинные произведения искусства, созданные по замыслу великих зодчих. Это город рек, каналов и связанных с ними мостов, многие из которых известны во всём мире. В русской литературе, да и в сознании общества в целом, Петербург с момента своего возникновения стал восприниматься не только как конкретный город, но и как символ культуры России.

Петербургу посвящали стихи А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов, В. Брюсов, Ал. Блок, А. Ахматова и другие любимые нами поэты и писатели. Особое значение Петербургу придавал Ф.М.Достоевский.

Нам показалось интересным развитие темы Петербурга в творчестве Достоевского. Мы считаем, что творчество Достоевского очень актуально сегодня. Листая страницы его романов, мы находим ответы на многие интересующие нас вопросы.

В процессе работы приходилось переработать множество литературы. Причем, литература эта была чрезвычайно разнообразна: одни книги рассказывали о Петербурге пышном, парадном, городе роскошных дворцов и набережных, другие – о традициях русских писателей в изображении Петербурга, третьи – о творчестве Достоевского, его Петербурге. Но все-таки нам бы хотелось выделить две из них: «Петербург Достоевского» Н.П.Анциферова и «Петербург в романе «Преступление и наказание»» А.С.Бурмистрова. Эти книги написаны очень простым, интересным и понятным языком, со ссылками на роман Достоевского. Они были бы интересны любому читателю.

 

Эти и другие источники позволили нам углубиться в тему нашей работы и составить карту маршрута Раскольникова до преступления, которая помогла нам систематизировать фактический материал, необходимый для доказательства гипотезы.

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

          Экскурс в историю и архитектуру города  Петербурга

 

Санкт-Петербург был основан 16 Мая 1703 года. В этот день началось строительство Петропавловской крепости на Заячьем острове в самом широком месте устья Невы. Крепость должна была контролировать дельту реки, не пропуская  шведские военные суда вверх по течению. Это и явилось началом основания одного из красивейших городов мира. В 1710 году столица России официально переносится из Москвы в Санкт-Петербург, а в 1712 году в город переезжает царская семья, а также все правительственные учреждения.

Город, основанный Петром в 1703 году, был заложен в устье Невы на месте, удобном в военном и торговом отношении. Петербург создавался по единому плану.      На левом берегу Невы 5 ноября 1704 года Петр I заложил Адмиралтейскую судостроительную верфь. По чертежам Петра строилась не только верфь, но и "Адмиралтейский дом", которому была придана форма "покоя", то есть широкой буквы "П", раскрытой в сторону Невы

Архитектором, разработавшим генеральный план центра города, стал Доменико Трезини. По его проекту были построены Летний дворец императора и Александро-Невская лавра. В дальнейшем генеральный план застройки города развивал и дорабатывал знаменитый французский архитектор Жан-Батист Леблон. В это время были построены Меншиковский дворец и Кунсткамера.

Уже в первые годы сложился композиционный центр Петербурга - Петропавловская крепость и Адмиралтейство. Их золотые шпили сияют над городом, во многом определяя своеобразие его художественного облика. Красота Петербурга поистине легендарна. Его великолепные памятники, его царственные площади и набережные, его белые ночи, его туманы навсегда заворожили русское искусство.

Архитектура Петербурга XIX века уникальна. Здесь сочетается барокко и классицизм. Слово «барокко» буквально означает «странный», «причудливый».  Изначально это было жаргонное словечко, которым португальские  моряки называли бракованные жемчужины. Применительно к искусству этот термин начал применяться в середине 18 в. Архитекторы стремились к парадной торжественности, пышности. Фасады храмов и дворцов украшены карнизами, окнами и лепниной всяческих форм и очертаний. Использование живописи, позолоты, скульптуры в архитектуре производили на людей сильное впечатление, подавляя их величием и грандиозностью.

В 1760-е барокко в России начинает сменяться другим направлением – классицизмом.

Для классицизма характерны строгие, чёткие формы с колоннадами, арками, скульптурами. Название происходит от латинского слова, означающего «образцовый».

Архитекторы: Анри? Луи? Огю?ст Рика?р де Монферра?н (Исаакиевский собор), Бартоломе?о Франче?ско Растре?лли (Зимний дворец).

Основатель Петербурга мечтал о создании города европейского типа. Первыми строителями северной столицы были преимущественно иностранные зодчие, специально приглашенные царем. 

 Петербург недаром называют музеем под открытым небом – в городе собрана неповторимая коллекция архитектурных шедевров сразу нескольких эпох. Барокко, ампир, классицизм, модерн – по улицам города можно проследить весь путь развития архитектуры от XVIII века до современности. Каждое направление представлено во всём разнообразии, а стиль лучших архитекторов узнаваем и неповторим.

По плану своего основателя императора Петра Великого Петербург должен был в первую очередь стать портовым городом, открывающим России выход в Балтийское море, к странам Европы. Санкт-Петербург географически удобно расположен на берегу Финского залива, на обоих берегах реки Невы и на островах в ее дельте. Он является вторым по величине городом России, главным портом страны, важной транспортной развязкой, промышленным и научным центром Северо-Западного региона. Морской порт Петербурга считается одним из самых больших в мире, а речной порт расположен в самом конце двух важных водных дорог, соединяющих Волгу и Белое море с Балтикой. Многочисленные предприятия города специализируются главным образом на кораблестроении, металлургии, перегонке нефти, деревообрабатывающей и текстильной промышленности, машиностроении, производстве электротехники, химикатов и лекарств. За многие годы город, названный царем "окном в Европу", превратился в связующее звено между Востоком и Западом, Европой и Азией, став одновременно местом рождения и вторым домом для великих традиций мировой культуры. Сегодня Петербург по-прежнему сочетает в себе типично русские черты с безупречным европейским обликом.

Со смертью Петра I (28 января 1725 года) наступил небольшой перерыв в развитии города. Столица была на некоторое время перенесена в обратно в Москву, благодаря стараниям противников петровских реформ. Но с воцарением на престол императрицы Анны Иоанновны Санкт-Петербургу возвращается статус столицы России, город вновь начинает развиваться.

Во времена правление императрицы Елизаветы (с 1741года) было отмечено развитием русского барокко и постройкой таких знаменитых зданий, как Зимний дворец и Смольный монастырь (архитектор Растрелли), Никольский Морской собор (архитектор Чевакинский).

 

 

Традиции поэтов и писателей 19 века в изображении Петербурга

 

К теме Петербурга обращались многие поэты и писатели. В русской литературе, да и в сознании общества в целом, Петербург с момента своего возникновения воспринимался не только как конкретный город, как новая столица, но и как символ новой России, символ ее будущего.

Для русской литературы тема Петербурга, города, соединившего отсталую Россию с Европой, стала совершенно особой. Вместе с тем в сознании писателей, некоторых видных исторических деятелей Петербург уже на рубеже XVIIIXIX веков был показателем противоречий исторического развития страны.

В русской поэзии этого времени запечатлен образ Петербурга декабристов, города больших надежд, благородных стремлений, города Пушкина. Картины петербургской жизни 1810-х годов даны в первой главе «Евгения Онегина». Поэт воссоздает атмосферу высоких помыслов, истинной духовности, надежд, присущую Петербургу тех лет. В то же время отличительная черта пушкинского образа Петербурга — противоречивость столичной жизни, двойственность вызываемых городом чувств:

    Город пышный, город бедный,

    Дух неволи, стройный вид,

    Свод небес зелено-бледный,

    Скука, холод и гранит...

Пушкин открыто выражает свое чувство восхищения великим городом России. И это чувство, определяя все краски рисуемой картины, подчеркнуто повторением слова «люблю»:

    Люблю тебя, Петра творенье,

    Люблю твой строгий, стройный вид,

    Невы державное теченье,

    Береговой ее гранит,

    Твоих оград узор чугунный,

    Твоих задумчивых ночей

    Прозрачный сумрак, блеск безлунный...

Действительно, образ города у Пушкина — это символ новой, преображенной России, громадное и прекрасное чудо, сотворенное в тяжком, кровавом труде молодой империи.

Буйство Невы принесло горе тысячам бедняков столицы. Это стихийное бедствие волею истории оказалось связанным с деятельностью Петра I. Частный случай — гибель Параши — приобрел обобщенный характер.

Но какая связь между «кумиром» и бедствием столицы? Вот буря стихла, и освобожденный из плена Евгений бежит к дому Параши, но находит там только обломки. Несчастье помутило разум Евгения. Сумасшествие явилось как бы последним этапом пути разрушения его личности.

Город-обидчик, город — оплот самовластия, мрачная столица империи — таким изображает Петербург А.С.Пушкин.

Конфликт петербургского жителя, «маленького человека», и равнодушного к его страданиям казенного Петербурга получил блестящее художественное осмысление в прозе Гоголя. Гоголь не дает описаний города, его архитектурных ансамблей. Автор «Носа», «Записок сумасшедшего», «Невского проспекта», «Шинели» создает художественный образ столицы, в котором выражена социальная и нравственная суть Петербурга.

Петербург, показанный в повестях «Невский проспект» и «Шинель», является не просто местом действия, но и той социальной атмосферой, в которой живут и действуют герои гоголевских произведений. Картины города, атмосфера погони за чинами, бюрократического равнодушия к человеку, показ жестких социальных контрастов и противоречий — все это прекрасно нарисовано писателем.

Вместе с тем в «Петербургских повестях» отразились и те впечатления и жизненные переживания, которые связаны были с личной судьбой Гоголя, попавшего из провинциальной тишины Украины в сурово встретивший его Петербург. Первое впечатление, произведенное Петербургом, тоже было не таким, как ожидал писатель: «...Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал, я его воображал красивее, великолепнее...»

Гоголевский Петербург — пасмурный город нищих чиновников, мастеровых, бедного люда — противостоит парадному блеску Невского проспекта, этой «улице-красавице нашей столицы». Однако красота Невского проспекта призрачная, ложная красота, не могущая скрыть нищету и трагизм жизни большого города, прозябанья бедного люда Коломны и Мещанских, ужасную изнанку столицы. «О, не верьте этому Невскому проспекту!.. Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!» — восклицает Гоголь.

Гоголь выступает как художник города. Он показывает, что за всей этой внешней нарядностью, за парадным блеском всегда чисто подметенных тротуаров Невского проспекта, по которому движутся вереницы карет и потоки щегольски разодетых прохожих, за всем этим прячутся неприглядные трущобы бедноты, несчастные простые люди. Это и ничтожество майоров Ковалевых, неуверенность в завтрашнем дне, нищета и забитость Башмачкиных, тоска по идеалам художника Пискарева, кончающего самоубийством. «Невский проспект», — писал Белинский, — есть создание столь же глубокое, сколько и очаровательное; это две полярные стороны одной и той же жизни, это высокое и смешное обок друг другу».

Гоголь показывает жизнь людей в этом городе «крестов и звезд», в городе пошлости и раболепия перед власть имущими. Этот город может унизить человека, опустить человека. Таков этот город — одни процветают, другие погибают.

«В судьбе Петербурга есть что-то трагическое, мрачное и величественное» (Герцен. Фельетон «Москва и Петербург»),

Во второй половине XIX века многие писатели также обращались к теме Петербурга, и прежде всего Некрасов.

    В поэме «Несчастные» (1856 г.) поэт написал о петербургской жизни:

    Но если той тревоги смутной

    Не чуждо сердце — пропадешь!

В стихах Некрасова Петербург противопоставляется провинции. Герой поэмы «Несчастные» связан с обоими этими мирами. Вот «бедный городок», где «солнца каждому довольно»: собор, четыре кабака, Волга. Однако этот уютный мир провинции гибелен для молодого ума:

    ...Но там бесплодно гибнут силы,

    Там духота, бездумье, лень,

    Там время тянется сонливо...

    Куда ж идти? К чему стремиться?

    Где силы юные пытать?

И молодые люди тянутся к Петербургу, который «обещает» известность и славу. Но Петербург, каким он показан у Некрасова, — «город роковой», жестокий и беспощадный.

   

В поэме «Несчастные» Некрасов писал о Петербурге:

    В стенах твоих

    И есть и были в стары годы

    Друзья народа и свободы,

    А посреди могил немых

    Найдутся громкие могилы.

    Ты дорог нам, — ты был всегда

    Ареной деятельной силы,

    Пытливой мысли и труда!..

Петербург остается для Некрасова городом, где мужала русская демократия, для которой этот город стал «колыбелью свободы».

Петербург конца XIX века — это уже большой капиталистический город, что сказалось в его архитектуре, жизни. Александр Блок в набросках к поэме «Возмездие», имея в виду столицу, написал: «Петербург рождался новый, напророченный Достоевским».

 

Образ Петербурга на страницах романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

 

Есть такое выражение: «Петербург Достоевского». Оно отражает восприятие города писателем. Федор Михайлович видел его больным, сырым, мрачным и все-таки прекрасным. Он, как и герой его романа Раскольников, любил Петербург мучительной и горькой любовью, воспринимал его исключительно по-особому. И Пушкин, и Некрасов, и Гоголь в своих произведениях воссоздавали контрастный образ Петербурга. Достоевского от них отличает особый характер мировосприятия, что объясняется обострением контрастов тогдашней столицы России во время пребывания в ней писателя (в шестидесятые-семидесятые годы девятнадцатого века). В ту пору стремительно развивался капитализм, за счет банкирских контор, рабочих предместий, доходных домов и заводов город стремительно разрастался. Но вернемся к произведению.

Творчество Ф. М. Достоевского - одно из вершинных явлений мировой культуры. В нем с абсолютной достоверностью отражена жизнь современной писателю России, переживавшей сложный момент становления капиталистических отношений. Резкой критике в произведениях Достоевского подвергается буржуазная цивилизация, которая извращает человеческую природу, порождает не только видимое зло, но и то худшее, бесчеловечное, что таится в глубине человеческого сознания. С подлинно шекспировской мощью изображается борьба между злом и добром в “душе человеческой” в произведениях 60-70-х гг. К этому периоду относится одно из важнейших произведений Достоевского — роман “Преступление и наказание”, написанный в 1866 г. Одна из центральных задач этого произведения заключается в разрешении вопроса: может ли гуманный человек, страдающий за угнетенное человечество, разрешить себе убийство хотя бы одного “никчемного” существа ради избавления от мучений, от нищеты многих благородных, честных людей?

Этот мучительный вопрос ставит перед собой главный герой романа - Родион Раскольников. И, как всегда, у Достоевского взгляды, идеи главного героя рассматриваются в столкновении со взглядами, идеями других персонажей, в неразрывной связи со всей системой образов. 

Особое место в этой системе занимает образ Петербурга, возникающий на страницах романа. Этот образ важен для понимания как романа “Преступление и наказание”, так и всего творчества великого писателя. Петербург Достоевского существует наряду с такими понятиями, как грибоедовская Москва, пушкинский и гоголевский Петербург.

В произведении Достоевского обнажены коренные противоречия большого капиталистического города. Даже сам Петербург предстает сумрачным, мучительным, враждебным человеку. Это Петербург узких, тесных улиц, заселенных ремесленниками и нищими чиновниками, грязных дворов-колодцев, в которых разыгрываются повседневные трагедии. Этот тягостный, серый столичный пейзаж становится фоном, конкретной бытовой средой, в которой разворачивается действие романа, придает ему особо напряженный и мрачный колорит.

Петербург присутствует как неотъемлемая часть существования героев.  Рисуя картины взаимодействия человека и города, Достоевский описывал все в мельчайших подробностях, виртуозно переплетая вымысел и реальность. Сбивая читателя кажущейся топографической точностью, он свободно "переносил" дома, менял владельцев, смещал улицы, добавлял этажи, добиваясь создания емкого образа города-персонажа, становящегося не просто фоновой декорацией разыгрываемого действия, а активным действующим лицом, способным влиять на происходящее.

Но Петербург Достоевского - это не только фон, на котором развертываются драматические события, но и как бы душа этих событий, символ ненормальной жизни, неблагополучной, безнравственной. Все действие романа происходит в той части романа, где жила беднота. Это город, в котором на каждом углу распивочные, зазывающие бедняков залить горе, пьяные толпы на улицах, проститутки, женщины, бросающиеся с моста в воду, это страшное царство нищеты, бесправия, болезней. В таких условиях рождалась бесчеловечная теория.

Городской пейзаж в романе органически связан с душевным состоянием автора, с внутренним миром его героев. Он соответствует больным, диким мыслям Раскольникова, замышляющего убийство. Блуждая вместе с ним по Петербургу, мы остро ощущаем, прежде всего, невыносимую духоту. Это ощущение духоты становится лейтмотивом романа и приобретает всеобъемлющий смысл. Не случайно одни и те же слова автор вкладывает в уста Свидригайлова и Порфирия Петровича - слова, передающие главную потребность смятенной души: “Всем человекам надобно воздуху, воздуху, воздуху-с... прежде всего!” Человек задыхается в городе “под тяжелым петербургским небом”.

Так же тяжко обездоленному человеку и в комнатах, где он живет. Здесь тоже невыносимо душно, нечем дышать. В душных и темных квартирах голодают люди, умирают их мечты, в их уме зарождаются преступные мысли. В каморке, похожей на шкаф или на гроб, где часами лежал и думал свои тяжкие думы Раскольников, созрела у него идея убийства.

Подобным же образом, как воплощение несчастной судьбы хозяйки, изображается комната Сони. Она, то есть комната, “походила будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть было нельзя хорошенько; другой же угол был слишком безобразно тупой”.

Тусклое освещение придает всей комнате зыбкость. Слова “что-то”, “как-то”, “куда-то” усиливают это впечатление, и кажется, что контуры и краски на полотне художника размыты. Эпитет “ужасно” — не просто синоним слова “очень”, он аналогичен эпитетам: “безобразно тупой угол”, “что-то уродливое”. Невольно рождается представление о темной силе, которая калечит Сонину жизнь. Именно в такой комнате должно было прозвучать страшное признание Раскольникова.

Петербург Достоевского болен, и больны, кто нравственно, кто физически, большинство персонажей его произведения. Характерной чертой, по которой мы узнаем обстановку и людей, затронутых болезнью, явился раздражающий, навязчивый, нездоровый желтый цвет. Желтые обои, мебель желтого цвета в комнате старухи-процентщицы, желтое от постоянного пьянства лицо Мармеладова, желтая, похожая на “шкаф или сундук” каморка Раскольникова, женщина-самоубийца с желтым, испитым лицом, желтоватые обои в комнате у Сони, “мебель из желтого отполированного дерева” в кабинете у Порфирия Петровича, перстень с желтым камнем на руке Лужина.

Эти детали отражают напряженную, безысходную атмосферу существования главных действующих лиц произведения, являются предвестниками недобрых событий.

Как видим, интерьер, как и городской пейзаж, желтый навязчивый цвет, не только рисует быт социальных низов, но они связаны с раскрытием психологии героев романа.

В произведении Достоевского широко воссоздана жизнь большого буржуазного города. Его население - портные, слесари, кухарки, немцы, мелкие чиновники, квартирные хозяйки, дворники, бывшие студенты, полицейские, уличные девицы, посетители питейных домов и т. д. В романе нет подчеркнутых социальных контрастов, резкого противопоставления бедных и богатых. Жизнь города у Достоевского- это жизнь бедноты, задавленной нехваткой денег. Безденежье толкает людей на зависимость от ростовщиков. Деньги в “Преступлении и наказании” все время соседствуют с голодом и страшной нуждой. Нищета рождает преступность. Преступна Соня, нарушившая нравственные законы. Преступна “благоразумная” мать, у которой на плечах муж-инвалид и двое малолетних племянников, которая согласна отдать замуж свою 16-летнюю дочь за развратника и убийцу Свидригайлова. Жизнь города трагична. Бродя по нему, Раскольников видит это безграничное горе людей: то 15-летняя девочка, которую напоили и обманули, то мещанка Афросиньюшка, которая бросается с моста в воду.

В Петербурге Достоевского жизнь приобретает фантастически уродливые очертания и реальное кажется нередко кошмарным видением, а бред и сон - реальностью. В ночь после убийства Раскольников очнулся от забытья и услышал “страшные, отчаянные вопли с улицы”: “из распивочных пьяные выходят”. Это - реальность. Но столь ж реально рисуется и его бред: “Он очнулся в полные сумерки от ужасного крику...” Раскольникову в бреду чудится безобразная сцена избиения его хозяйки. Очевидно, он не раз был свидетелем подобных сцен наяву.

Реалистически точно и конкретно описан болезненный первый сон Раскольникова: “Маленькая, тощая, саврасая крестьянская клячонка”, “молодой мужик с толстой такою шеей и с мясистым красным, как морковь, лицом”; живые впечатляющие детали: “бабенка щелкает орешки и посмеивается”. Все это не похоже на сон.

А вот и другая сцена: “склонившись над водою”, смотрит Раскольников “на последний розовый отблеск заката”. Вдруг он вздрогнул, пораженный “одним диким и безобразным явлением”. Но на сей раз это не бред, а вполне реальный эпизод: пьяная женщина бросилась с моста в воду. Реальность и бред, явь и кошмар - все сплелось в Петербурге, который Свидригайлов назвал “городом полусумасшедших”.

Как уже говорилось выше, действие романа разворачивается на убогой стороне города. Эта мрачная арена как бы сдавлена мертвым кольцом Петербурга парадного, господствующего над людьми. Лишь однажды, но очень выразительно рисуется его панорама перед глазами Раскольникова, когда он смотрит с Николаевского моста на Исаакиевский собор и Зимний дворец.

“Необъяснимым холодом веяло на него от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина”. Этот же Петербург окружает и Евгения в “Медном всаднике” Пушкина. Перед Раскольниковым и всеми героями романа Петербург - это “немой и глухой” город, давящий все живое.

В образе Петербурга проступает его второй, дальний план: за изображением русской столицы 60-х годов открывается не только безликая и бесчеловечная сущность капиталистического мироустройства, но и враждебная человеку суть урбанистической цивилизации.

В этом фантастическом образе города, враждебного человеку и природе, воплощен протест писателя-гуманиста против господствующего зла, против ненормально устроенного современного ему общества.

 

Капиталистический город – соучастник преступления Раскольникова

Июльским вечером 186... года Раскольников вышел из дому…

Стоит лето, на улице жарко, но сумрачен и нерадостен городской пейзаж. Мы смотрим на летний город глазами голодного бедняка. Всюду толкотня, духота, пыль, всюду известка, кирпич, леса, всюду особенная вонь, знакомая каждому петербуржцу, не имевшему возможности уехать летом на дачу.

Попробуем и мы проследовать за Раскольниковым по его маршруту и увидеть, к чему приведут героя эти «прогулки»…

Он побрел наугад. «Он не знал, да и не думал о том, куда идти...» Но наугад ли он шел? Чуть ниже в романе написано, что «по старой привычке, обыкновенным путем своих прежних прогулок, он прямо направился на Сенную».

Образ Петербурга в романе Достоевского не всегда предстает таким. Встречаются описания картин природы и великолепных видов столицы, но они выступают лишь контрастом к безотрадному изображению. Среди разряженных женщин, богатых особняков голодный юноша ощущает себя отверженным. На мосту, с которого взору открывается невская величественная панорама, Раскольников чуть было не попадает под богатую коляску, и на потеху прохожим кучер хлещет его кнутом. Юноше больше по сердцу Сенная площадь. Да, она нищая, но здесь он находит своеобразную красоту и чувствует себя своим.

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» воссоздается так ярко, потому что все события большей частью происходят на улице. Щегольская коляска где-то в переулке возле Сенной давит несчастного Мармеладова. Уже на следующий день на улице его полубезумная и чахоточная вдова истекает кровью. На набережной стреляется Свидригайлов. На улице Раскольников всенародно пытается принести покаяние. Все эти нарисованные крупным планам сцены дополняются беглыми эпизодами. Из них создается фон, на котором разворачиваются трагические судьбы Сонечки, Мармеладова, Раскольникова.

С грязных шумных улиц Достоевский уводит нас в типичные для капиталистического Петербурга дома, где проживают его герои. Мы попадаем в зловонные дворы, поднимаемся по мрачным узким лестницам. Комнаты рисуются в полумраке, они слабо освещаются тусклым огарком свечи или косыми лучами заходящего летнего солнца. Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» представляется жутким, и такой же жуткой видится жизнь, жалко протекающая на его замусоренных улицах и в нищенских трущобах. Реально происходящие события – убийство старухи-процентщицы, возникновение «из-под земли» человека, называющего Раскольникова «убивцем», отчаянные уличные вопли – похожи на кошмарные видения безумного. В то же время бредовые грезы Раскольникова так напоминают реальную действительность…

Мир нищеты Мрачный серый город, в котором распивочные, призывающие бедняков залить свои горести, расположены на каждом углу... на улицах пьяный народ и проститутки, везде царят нищета, болезни и бесправие – таков образ Петербурга, созданный Достоевским. Здесь можно задохнуться от смрада, появляется желание скорее убежать, набрать свежего воздуха в легкие, избавиться от испарений безнравственности и подлости. Такой он, страшный мир невыносимых страданий, мир нищеты, мир, в котором зарождаются полубезумные помыслы Раскольникова. Среди героев, населяющих страницы романа, часто встречаются дети. Достоевского неотступно преследуют мысли об их судьбах, сердце писателя остро ранят их мучения.

В романе «Преступление и наказание» город представлен не только оскорбленными и униженными людьми, но и деятельными, промышляющими, кто чем может. Вот мошенник Кох скупает просроченные вещи у старухи-процентщицы. Вот держатель распивочной Душкин прячет краденое. Вот купец Юшкин берет плату за дешевые номера. Вот Дарья Францевна и Луиза Ивановна в прямом смысле торгуют женщинами. Отчетливо на фоне этих персонажей вырисовываются две фигуры: делец-промышленник Лужин и шулер Свидригайлов. Первый – негодяй, способный на любые злодеяния, второй – посетитель петербургских кабаков, еще во времена крепостного права истязавший крепостных. Все эти люди создают образ Санкт-Петербурга. Однако он не сводится к описанию уродливого быта героев, а несет философско-символическое значение.

Достоевский считал, что Петербург создан не для людей, а для славы государя. Петр Первый не чувствовал стремлений своего народа, пытался привить русским европейские вкусы и мышление. Вот и город у него получился «нерусским», «сочиненным». Раскольникова здесь все раздражает: и отвратительный запах, и нестерпимая жара, и желтый цвет. Он гуляет по переулкам вокруг Сенной, но не замечает красивых зданий, не видит Юсупова Сада, проходит мимо Вознесенской церкви. Его внимание обращено лишь на пивные с грязными мужиками, нищих прохожих, доведенных до крайнего отчаяния самоубийц, мелких торговцев… Петербург – это символ несправедливого, неустроенного общества, безжалостного и невосприимчивого к простым людям. И все же здесь живут русские люди, сохранившие духовную цельность и православную веру. Они страдают по-русски, верят по-русски, спасаются по-русски. Город – это действующее лицо, выступающее даже не свидетелем, а соучастником дикого преступления Раскольникова и его раскаяния, покаяния и возвращения в мир людей.

Федор Михайлович Достоевский – гениальнейший писатель, рассматривающий разные стороны современного для него общества и рисующий без прикрас реальные картины жизни русского народа. Образы людей, созданные им в романе «Преступление и наказание», пронизаны духом протеста против унижения человека, социальной несправедливости. Мировоззрение писателя основывается на фундаментальных истинах: любви к человеку и признанию его духовной индивидуальности. Все искания Достоевского направлены на создание для людей достойных условий жизни. Городские пейзажи в этом несут огромную смысловую нагрузку. В образе Петербурга воплощается чувство безысходности, которое испытывают герои произведения. Город давит, душит, внушает сумасшедшие идеи, навевает кошмарные видения. В этой обстановке и рождается безумная теория Раскольникова.

Юсупов сад был едва ли не единственным зеленым оазисом в этом районе города. В саду имелся пруд с островом, на котором стоял «отличный фонтан».

Читатель, обращаясь к первым страницам романа, еще не имеет представления, что задумал герой, и на какую пробу он выходит из дому. Следуя за ним по улицам Петербурга, мы понимаем, что какая-то идея зрела в его изболевшемся воспаленном мозгу, но Раскольников очень сильно сомневается в ее правомерности. Мы исследовали все места его «остановок»,  составили карту маршрута Раскольникова (Приложение 1), отметили на ней все «адреса» и проанализировали, какое впечатление оказывают на нашего героя ситуации, с которыми он сталкивается. Результаты попробовали отразить в таблице (Приложение 2)

 Таким образом, Раскольников, разработавший страшную теорию о праве избранных, «необыкновенных людей» на преступление, сомневался, к какой категории людей, согласно этой теории, он сам относится: «тварям дрожащим» или «право имеющим». Именно город, страшные сцены петербургской действительности подтолкнули Раскольникова на преступление. Петербург изображен Достоевским не как фон, на котором разворачиваются события, а как реальный живой персонаж: город-убийца, город-соучастник преступления главного героя романа «Преступление и наказание».

Беглые зарисовки, мимолетные эпизоды, случайные персонажи — все это, как кусочки мозаики, постепенно складывается в целостное полотно мрачной, бездушной жизни. И постепенно становится ясно, чем рождена теория Раскольникова, этот своеобразный бунт против бесчеловечной жизни, окружающей героя со всех сторон. Главная проблема изображенной Достоевским петербургской жизни заключается не столько в нищенских условиях существования большинства персонажей его романа, сколько в атмосфере всеобщего равнодушия, утраты человечности, высоких нравственных начал.

Образ Петербурга как символ современной Достоевскому жизни становится воплощением этого кризиса человечности, не преодолев который путем возрождения духовности и гуманизма, невозможно изменить жизнь к лучшему.

 

 


Комментарии


Добавить комментарий

Добавить комментарий
 authimage

© 2010 - Design by Клуб УГА (all rights reserved)