"Подросток и книга"

bardaeva2016 21 Январь, 2016 19:23 Исследовательская деятельность Постоянная ссылка

Проект скачать pr8.docx 

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Дегтярская средняя общеобразовательная школа»

 

          

Тема: «ПОДРОСТОК И КНИГА» Исследовательский проект по литературе

«Значит, нужные книги ты в детстве читал»

 

 

 

 

 

 

Выполнили: учащиеся 8 класса 

 МБОУ «Дегтярская СОШ»

Эверт Эрика, Эверт Ангелина

                                                                      Учитель: Бардаева А.А.

 

 

 

Дегтярка 2015

 

Содержание:

I. Введение ………………………………………………………4 стр.

II. Основная часть …………………………………………….…5 стр.

1.    Проблемы чтения в современной России;

2.    Книга и чтение в жизни подростка;

3.    Воспитательное воздействие литературы на подростков;

4.    Самые интересные книги для подростков.

III. Заключение.……………………………………….…………  18  стр.

IV. Список литературы…………………………………………   20 стр.

V. Приложения…………………………………………………… 21 стр.

Тема: Подросток и книга

Эпиграф: «Значит, нужные книги ты в детстве читал»

Цель работы: определить роль чтения в жизни подростков

Задачи:

изучить читательские предпочтения учащихся 8 класса МБОУ "Дегтярская СОШ";

определить, как чтение влияет на формирование личности подростков;

изучить, какие книги необходимо читать подросткам.

Объект исследования: учащиеся 8 класса

Предмет исследования: литература для чтения

Методы и приёмы:

Классификация

Систематизация

Анализ литературы

Дедукция (формулирование вывода)

Актуальность:

Заключается в возможном использовании на уроках литературы,  родительских собраниях, читательских конференциях.

Практическая значимость 

Эта работа может помочь тем, кто интересуется литературой. Данная работа расширяет кругозор учащихся, прививает интерес к литературе, чтению.

Гипотеза

Чтение и правильный выбор книг для самостоятельного чтения способны повлиять на формирование личности подростков.

 
 
 
 
 
Введение

 

             Сегодня в России живет около 40 миллионов детей в возрасте до 18 лет, что составляет почти 27% от общей численности  населения.  В  какой-то  мере
они  являются  заложниками  проводимых  социально-экономических реформ и особенно страдают в ситуации  переходного  периода,  поскольку  относятся  к наиболее уязвимым в социальном отношении слоям населения. Большинство  детей в наши дни имеют отклонения в состоянии здоровья или  больны,  увеличивается число подростков, употребляющих наркотики и  алкоголь,  растет  подростковая преступность. Одна из причин последней -  падение  духовности,  исчезновение четких нравственных ориентиров.
 

          Причину создавшейся ситуации В.В. Путин обозначил следующим образом: «Наше общество стало катастрофически мало читать». В результате 2015 год в России объявлен Годом ЛИТЕРАТУРЫ.

 

Мы считаем инициативы Президента России вполне обоснованными, поэтому решили проанализировать, в какой степени эта проблема касается наших одноклассников. Нам показались интересными проводимые нами исследования по сбору информации, сравнительному анализу, формулировке выводов,  систематизации фактического материала, необходимого для доказательства гипотезы.

 

Исследуя обозначенную проблему, нам приходилось переработать множество литературы. Причем, литература эта была чрезвычайно разнообразна: одни книги рассказывали о проблемах чтения школьников,  в других источниках мы искали рекомендации по перечню рекомендуемой литературы для подростков. Но все-таки нам бы хотелось выделить одну из них: это книга «Всем лучшем во мне я обязан книгам» Полозовой Т.Д. Эта книга написана очень простым, интересным и понятным языком. В ней мы нашли ответы на многие интересующие нас вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть 
 
Проблемы чтения в современной России
 

      «Наше общество стало катастрофически мало читать», - об этом В.В. Путин говорил на  Российском литературном собрании в 2013 году, тогда же было заявлено о необходимости повышать интерес к чтению у подростков. Глава государства подчеркнул, что снижение читательского интереса регистрируют во всем мире, но это вовсе не значит, что Россия должна следовать такому тренду.

          Президент, открывая представительное собрание, говорил не только про значение русского языка и литературы для страны и мира. Увы, Владимиру Путину пришлось затронуть проблемные стороны существования высокой словесности в современном мире.

          В результате Указом Президента РФ от 12.06.2014 № 426 в целях  привлечения внимания общества к литературе и чтению 2015 год в России объявлен Годом ЛИТЕРАТУРЫ.

          «Наша задача – привлечь особое внимание общества к отечественной литературе, сделать русскую литературу, русский язык мощным фактором идейного влияния России в мире, - констатировал Путин. - При этом внутри страны мы должны формировать среду, в которой образованность, эрудиция, знание литературной классики и современной литературы станут правилом хорошего тона. И, конечно же, важно сконцентрировать усилия на решении важнейших проблем литературной сферы».

             Сегодня в России живет около 40 миллионов детей в возрасте до 18  лет, что составляет почти 27% от общей численности  населения.  В  какой-то  мере они  являются  заложниками  проводимых  социально-экономических   реформ   и особенно страдают в ситуации  переходного  периода,  поскольку  относятся  к наиболее уязвимым в социальном отношении слоям населения. Большинство  детей в наши дни имеют отклонения в состоянии здоровья или  больны,  увеличивается число подростков, употребляющих наркотики и  алкоголь,  растет  подростковая преступность. Одна из причин последней -  падение  духовности,  исчезновение четких нравственных ориентиров.
             Нравственное,  интеллектуальное,   эстетическое   развитие   детей   и
подростков напрямую связано с получаемой ими духовной пищей.  Огромную  роль в  социализации  личности  играют  средства  массовой  информации  и  книга. Вхождение ребенка в книжную вселенную происходит в первую очередь с  помощью литературы,  специально  созданной  для  детей.  Именно  детская  литература питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры,  образы  и  модели поведения, являясь мощным средством духовного развития  личности.  
      Одним из самых важных факторов, влияющих на детское  чтение,  является доступ к книге, или "литературные ресурсы" среды. Чтобы интерес к чтению  не угас, процесс чтения необходимо поддерживать.  Книги  должны  быть  доступны ребенку, а репертуар чтения широк и разнообразен.
 
 
Книга и чтение в жизни подростка
 
      Нами  было  проведено   исследование   "Книга   и   чтение   в   жизни
подростка". Основной его задачей была оценка  свободного  (досугового)
чтения подростков с  разных  точек  зрения  по  различным  параметрам.
      Вот некоторые итоги исследования, представляющие интерес не только для педагогов, психологов, родителей, но и  самих школьников.
     
 ОТНОШЕНИЕ К ЧТЕНИЮ
      На  вопрос  "Любите  ли  вы   читать?" 
- положительно   ответили   75% респондентов;
- читают только в силу необходимости 22% опрошенных;
- не читают вообще, предпочитая другие занятия - 3%.
 
  СИСТЕМАТИЧНОСТЬ ЧТЕНИЯ
      Систематическое чтение  предполагает  ежедневное  обращение  к  книге,
относительно систематическое -  чтение  1-2  раза  в  неделю.  Для  удобства
сравнения результаты исследований по данному пункту представлены в  таблице, для наглядности они же графически  отражены  в  приводимой  ниже  столбчатой диаграмме.
      Следует  отметить,  что  результаты  исследования  опровергли  надежды
специалистов, что "нечтение"  досуговой  литературы  может  компенсироваться чтением в помощь школе. По  полученным  данным,  67%  респондентов  обладают навыком  систематического  или  относительно  систематического  чтения  и  в отношении свободного чтения, и в отношении чтения в помощь школе; только  2% опрошенных, активно читая для досуга, не читают для школы. В  то  же  время, из 31% школьников, не читающих для досуга,  только  14%  (меньше  половины!) обращаются к книге в помощь школьной программе, а 17% не читают даже в  силу необходимости.
    
  ТЕМАТИКА ЧТЕНИЯ           
             Эта позиция анализировалась школьным библиотекарем. По прежнему первое место на  шкале  читательских  интересов  (опережая следующие 2 позиции - историческую книгу и сентиментальный роман  более  чем на  30%)  стоит  приключенческая  книга,  к  которой  можно  отнести   также фантастику и детектив, опираясь на ряд общих характеристик:  динамичность  и напряженность   действия;   загадочность   и   непредсказуемость    сюжетных поворотов; зачастую - отсутствие любовной интриги и  морализирующего  начала и т.д.
      Вверх по шкале значимости переместились такие темы, как история (3 позиция), о сверстниках (4), о жизни замечательных людей (5). Стабильно высоким остался  интерес  к  приключенческой  литературе, детективам,   фантастике,   книгам   о   любви;   стабильно   низким   -   к профориентационной тематике. Снизился читательский интерес  к  литературе  о войне,  об  искусстве.  Все  эти  изменения,  очевидно,  тесно   связаны   с современной социокультурной ситуацией.
 
      ЧТЕНИЕ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
      Научно-популярная  литература  в  досуговом   чтении   старшеклассника
составляет заметно меньшую долю,  чем  художественная.  Необходимо  обратить внимание на то, что научно-популярную книгу в свободном  чтении  НИКОГДА  не читает 39% опрошенных.
 
      ПРИЧИНЫ ПАДЕНИЯ ОБЪЕМОВ ДОСУГОВОГО ЧТЕНИЯ
      Только у 20%  опрошенных  достаточно  времени  на  чтение  "для  души"
(интересно, что из них три четверти - 15% от  общего  числа  респондентов,--
ответили на вопрос об отношении к чтению, что не любят читать).
      Сегодня   старшеклассник   вынужден   осваивать   определенный   объем
литературы, напрямую не предусмотренный школьной  программой.  Речь  идет  о таких  формах  самостоятельной  работы  учеников,  как  рефераты,   доклады, семинары. Количество объемных самостоятельных работ,  выполняемых  учениками в течении четверти, оценивается респондентами следующим образом. Учащиеся 8-х классов выполняют каждый 5-6 таких работ,  учащиеся  9-х  классов  -  7-8, учащиеся 10-х - 9-10.
      Школа влияет на расширение репертуара чтения старшего подростка  самым активным образом. Однако любви и тяги к книге  такое  чтение  не  прививает, скорее наоборот - из-за больших нагрузок  происходит  неприятие,  отторжение чтения как такового, и, как следствие этого, исчезновение его  из  досуговой сферы (недаром 25% опрошенных школьников практически не читают для  досуга).
      Падение интереса подростков и юношества к свободному  чтению  вызывает беспокойство  по  ряду  причин.  Во-первых,   обедняются   эмоциональная и интеллектуальная сферы развития школьника, что впоследствии может  сказаться на формировании  шкалы  оценок  во  всех  аспектах  взаимосвязи  Личности  с окружающим  миром.  Во-вторых,  при  падении  объемов  свободного  чтения  и сокращении  времени,  уделяемого   ему,   усиливается   дисбаланс   тематики репертуара чтения: исключаются темы, занимающие  последние  места  в  списке предпочтений  (например,  "профориентация"  и  "искусство"),  а  превалируют фантастика, мистика и "ужасы", детектив и  так  называемый  "сентиментальный роман". Большинство этих произведений не  способно  положительно  влиять  на формирование моральных  и  этических  норм,  верных  эстетических  оценок  и развитие словарного запаса. В-третьих,  отмечается  прямая  связь  развитого навыка систематического  досугового  чтения  и  активного  чтения  в  помощь школе, что в свою очередь косвенно влияет на успеваемость и  общую  культуру подростка.
             В подростковом возрасте воздействие печатного  слова  на  формирование личности очень велико, с помощью книг ребята ищут ответы на жизненно  важные вопросы. На первом месте в типичном  репертуаре  их  чтения  в  начале  90-х годов стояла художественная литература, прежде всего классическая: А.  Дюма, А. Беляев, М. Митчелл, Ж. Санд, Э. Войнич, Ф. Купер, А. К. Дойл,  Г.  Уэллс, Ж. Верн, И. Ефремов, А. Кристи, А. и Б. Стругацкие, А. и С. Голон и  др.  По сравнению с советским периодом  исчезло  единообразие  в  чтении  девочек  ичтении мальчиков: сегодня на первом месте в чтении мальчиков - фантастика  и приключения, у их сверстниц - романы "из взрослой  жизни".  У  девочек  свой круг чтения с девушкой или женщиной-героиней  (Ш.  Бронтэ,  М.  Митчелл,  Э.Золя, Ж. Санд, Р. Гюнтекин, К. Маккалоу и др.). На  втором  месте  в  чтении подростков традиционная "классическая" приключенческая литература: А.Дюма, М. Рид, Ф. Купер, А. К. Дойл, Ж.  Верн,  Р.  Стивенсон,  Л.  Буссенар.  Сюда добавляются некоторые возвращающиеся в детское чтение  авторы:  Э.  Берроуз,Р. Хаггард, Л. Жаколио и др.
      Если 20 лет назад дети мечтали читать фантастику,  то  в  начале  90-х
годов эта мечта воплотилась в реальность. Ныне многие семьи имеют эти  книги в домашней библиотеке, их покупают и взрослые,  и  сами  подростки.  В  ряду популярных зарубежных авторов - Ж. Верн, Г. Уэллс, С. Лем, Р.  Бредбери,  А. Кларк, а отечественных -  А.  Беляев,  И.  Ефремов,  К.  Булычев,  А.  и  Б.Стругацкие (чьи книги были бестселлерами в последние десятилетия). Вместе  с тем русская классическая литература занимала в репертуаре  чтения  подростка небольшое место  и  являлась  преимущественно  "деловым"  чтением.  В  круге чтения подростков крайне мало поэзии, практически нет книг по  искусству.  В этом возрасте появляются группы тех, кто в перспективе  станет  нечитателем.
Специалисты отмечают, что для  большинства  подростков  чтение  не  является ежедневным занятием, и устойчивая привычка к нему формируется лишь у трети.
      В  целом  результаты  исследования  позволяют  говорить  о  том,   что сокращается  доля  чтения  в  структуре  свободного   времени   подрастающих поколений. Оно так и не становится  любимым  занятием  для  огромного  числа детей разного возраста.  Между  тем  в  эпоху  непрерывного  самообразования особенно  важными  становятся  развитая  культура   чтения,   информационная грамотность  -  умение  находить  и  критически  оценивать  информацию.  
      Чтение относится к общенациональным  проблемам,  и  от  его  состояния
зависит духовное здоровье  и  будущее  нации.  Исследования,  проведенные  в разных странах, показывают, что читатели отличаются от нечитателей в  своем интеллектуальном  развитии.  Они  способны  мыслить  в  категориях  проблем, схватывать  целое  и  устанавливать  противоречивую  связь  явлений,   более адекватно оценивать ситуацию, быстрее  находить  правильные  решения,  иметь больший объем  памяти  и  активное  творческое  воображение,  лучше  владеть речью. Они точнее формулируют, свободнее пишут, легче вступают в контакты  и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях  и  поведении. Следовательно, чтение формирует  качества  наиболее  развитого  и  социально ценного человека. Однако  развитие  "общества  читателей"  возможно  лишь  в определенных  социальных   условиях.   Чтение   рассматривается   некоторыми социологами как "чуткий, надежный и даже универсальный  индикатор  состояния общества". Соглашаясь с вышесказанным, можно добавить, что детское чтение  - индикатор не только состояния общества, но и  отношения  общества  к  своему будущему. Вот почему во многих развитых странах  проводится  государственная политика в области чтения, и  особые  усилия  прилагаются  для  поддержки  и стимуляции чтения детей и молодежи. 
             Мы решили сопоставить результаты библиотечных исследований с исследованием читательских предпочтений учащихся нашего класса. Вот какая картина перед нами представилась:

Актуальность поднятой нами проблемы подтверждают данные о состоянии читательской культуры школьников, найденные в журнале «Школьный библиотекарь»:

1. Любят читать: младшие школьники 43%, старшие – 17%

2. Не любят читать: младшие школьники 8%, старшие – 17%.

3. Не читают ничего, кроме заданий учителя, 10% школьников

4. Читают на досуге развлекательную литературу -  40% учащихся.

5. Читают познавательную литературу – 21%

6. Читают для самообразования – 10% школьников.

           Эти цифры  говорят о  снижении интереса к чтению от младшего школьника к старшему. 

Восьмиклассникам было предложено из перечня выбрать жанры произведений, которым они отдают предпочтение. Результаты распределились следующим  образом:

       Фантастика – 15 человек.

       Юмористические произведения – 5 человек.

       Триллеры (ужастики) – 12 человек.

       Познавательные – 3 человека.

       Приключенческие произведения – 13 человека.

       Детективы – 11 человека.

       Стихотворения – 3 человек.

       Рассказы о животных – 1 человек.

       Сказки – 1 человек.

Из полученных данных мы видим, что наибольшее предпочтение ученики отдают таким жанрам как триллеры (ужастики) – 33%, стихотворения – 30%, фантастика – 26%.

          Среди самых любимых книг в читательском досье моего класса:

       Сердце воина

       Граф Монте кристо

       Война миров

       Остров

       Два капитана

       Крылатая смерть

       50 дней до моего самоубийства

       Путь ко дну

       Джордж гордон Байрон

       Первый учитель

Никогда не говори, никогда

Таким образом, выявилось переплетение интереса к классической литературе с современными литературными жанрами.

Вопрос «Твой любимый литературный герой» выявил большое разнообразие пристрастий  наших одноклассников. Любимыми литературными героями признаны Гарри Поттер, неунывающий Карлсон. Далее список любимых героев книг немного необычен.  Таня Гроттер успешно соперничает с Алисой Селезневой, Тимур  с Томом  Сойером, собака Бим с псом Алым. 

Своим любимым писателем и поэтом  ребята считают:

       А.С.Пушкин – 14 чел.

       М.Ю.Лермонтов – 4 чел.

       Л.Н.Толстой – 4 чел.

       А.Дюма -2 чел.

       И.А.Бунин – 1 чел.

 

Сколько же времени уделяют чтению мои сверстники и как часто они читают?

В среднем – 30 мин. в день.

   30 %  из них читают от 1 до 3 часов,

   15 % уделяют чтению 4-5 часов,

   15 %  -  более 5 часов в неделю.

    40% - менее 1 часа

На вопрос: «С какой целью ты читаешь?» - ответы ребят тоже неоднозначны.

       20%- любят читать,

 &


Комментарии


Добавить комментарий

Добавить комментарий
 authimage

© 2010 - Design by Клуб УГА (all rights reserved)