Проголосовать


Компетентностно - ориентированные задания

grankina 21 Январь, 2012 12:13 мои уроки Постоянная ссылка

                          Правописание суффиксов страдательных причастий 6 класс

Стимул

На ЕГЭ по русскому языку выпускнику предстояло решить следующее задание:

А15 В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

А) туш…шь, сдерж…нный

Б) дыш…шь, движ…мый

В)неж….шься, изуч…нный

Г) кудахч…шь, немину…мый

Задание оказалось сложным.

- Эх, мне бы сюда учебник! Я бы прочел, что…

Что бы прочел выпускник для решения задания?

Задание 1

Прочтите самостоятельно материал учебника на стр. 179 - 180

1 балл

Задание 2

Запишите примеры страдальных причастий со всеми суффиксами, укажите эти суффиксы

1-6

Задание 3

Составьте таблицу  -  шпаргалку, позволяющую верно выбрать суффикс причастия

5 баллов

Задание 4

Выпишите из данного текста страдательные причастия, объясните выбор суффикса:

Долго жители не спали и меж собой толковали о дне минувшем. Зарево на дальних высотах трепещущее румянцем отразилось. Внизу Арагва и Кура по корням шепчущих кустов бежали дружно и легко. Вслушайтесь в дальний рокочущий шум. Хозяева строящейся станции по очереди сменяются на руле. Троекуров мало заботился о выигрыше затеянного им дела. Между палатками желтели расчищенные в траве и посыпанные песком дорожки.

3 балла

Задание 5

Составьте алгоритм выбора суффикса в страдательных причастиях

3 балла

Задание 6

Проверьте себя: решите задание А 15.

                          Тема:  Страдательные причастия. 6 класс.

Стимул

Илья делал домашнее задание. Из – за болезни он пропустил несколько уроков и решил самостоятельно выучить пропущенные темы. Он открыл учебник. На странице 178 было написано:

 « Образование  страдательных причастий». Странно,- подумал Илья,- разве слова тоже могут страдать, как люди? Их что, кто – то обижает? Или им не разрешают играть в компьютерные игры? Или, может быть, заставляют мыть посуду? И что, одни слова могут обижать других?

 Вопросы звучали, а ответы не находились. И тогда Илья решил позвонить отличнице Лизе. Она  ответила, что причастия  …..

               Что на эти вопросы  ответила Лиза?

Задания

1.Прочтите самостоятельно материал учебника на стр. 178 - 180

1 балл

2. Найдите страдательные причастия в следующем тексте:

Долго жители не спали и меж собой толковали о дне минувшем. Зарево на дальних высотах трепещущее румянцем отразилось. Внизу Арагва и Кура по корням шепчущих кустов бежали дружно и легко. Вслушайтесь в дальний рокочущий шум. Хозяева строящейся станции по очереди сменяются на руле. Троекуров мало заботился о выигрыше затеянного им дела. Между палатками желтели расчищенные в траве и посыпанные песком дорожки.

1-3 балла

3.Прочитанный материал учебника расположите в таблице

                                Страдательные причастия

определение

время

образов.

Суфф.

написание

полная форма

1-6 баллов

4. Составьте алгоритм узнавания страдательных причастий

1-5 баллов

5. Проверьте себя: упр. 418 (5слов), № 419(5)

1-10

Оценка

«5» - 15 баллов

«4» - 10- 14  баллов

«3» - 7-9 баллов

                        Правописание суффиксов действительных причастий, 6 класс

Стимул

На ЕГЭ по русскому языку выпускнику предстояло решить следующее задание:

А15  В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?

А)  таможенники провер..т,крас…щий пигмент

Б) пастухи гон..т, внемл…щий всему

В) грешники ка…тся, люб…щий читать

Г)  друзья дел…тся, стел…щийся туман

Задание оказалось сложным.

- Эх, мне бы сюда учебник! Я бы прочел, что…

Что бы прочел выпускник для решения задания?

Задача 1

Прочти материал учебника самостоятельно стр.178 - 179

1 балл

Задача 2

Выпиши действительные причастия:

Так вот  стояла Травка и глядела в лицо маленького человека, освещенного последним лучом заходящего солнца. Сороки, состоящие с воронами в близком родстве, заметили перекличку воронов и застрекотали.

1-3

Задача 3

Преобразуй прочитанный текстовой материал в табличный

       Правописание суффиксов действительных причастий

Суффиксы

Правило

примеры

1-3

Задача 4

Составьте алгоритм правописания  действительных причастий

Задача 5

Проверь себя: бор…щийся, стро…щий, пил…щий.

Верт..щий, стел…щийся, гон…щий, люб…щий.  Наде..вшийся, обессил…вший, почу…вший

1-10

Задача 6

Реши А 15 ЕГЭ

3

Оцени свою деятельность

«5» -20 

«4»- 16 -19

«3»-10 -15


Конспект урока с применением компетентностно - ориентированных заданий

grankina 21 Январь, 2012 12:13 мои уроки Постоянная ссылка

Конспект урока русского языка

Глагол как часть речи

6 класс

Тип урока: урок вводного повторения

Методы обучения: частично – поисковый, исследовательский

Форма урока: групповая работа

Оборудование: компьютер, проектор, экран для презентации,  листы с компетентностно – ориентированными заданиями, памятка « Как определить переходность – непереходность глагола», учебник « Русский язык» 6 класс под ред. М. М. Разумовской, учебник «Русский язык. Теория»  5-9 класс под ред.В. В.Бабайцевой,

Цель урока: сформировать у учащихся представление о глаголе как части речи

Задачи урока:

1.       1. Повторить  сведения  о глаголе, известные  учащимся по предыдущим занятиям.

2.       2. Систематизировать собранную информацию в различных формах: таблице, рисунке, инструкции, письме.

3.      3.  Продолжить работу над коммуникативными ( выполнение ролевых обязанностей в группе, представление продукта групповой коммуникации) и информационными(поиск информации, преобразование информации) компетенциями.

4.      4.  Воспитание познавательного интереса к предмету.

Ход урока

1.       Организационный момент: приветствие учащихся, настрой на работу, распределение ролей в группе

2.       Актуализация знаний: предлагается просмотр видеоролика

3.       Целеполагание:

Задание: определите тему разговора друзей в видеоролике, сформулируйте тему урока, назовите вопрос урока, исходя из темы.

После минуты обсуждения руководители групп дают ответы. Тема урока и вопрос урока записываются на доске и в тетрадях  учащихся. Ответы оцениваются:  1-2 балла. Секретари в группе фиксируют количество полученных баллов.

4.       Работа учащихся в группах с компетентностно – ориентированными заданиями. После выполнения каждого задания и ответов учащимися учителем предлагается модельный ответ  на слайдах. Результаты  сравниваются, обсуждаются в группе, оцениваются. Секретари в группах фиксируют количество полученных баллов.

В течение всего урока, пока учащиеся выполняют коллективно задания, учитель работает с учащимся, имеющим пробелы в знаниях.

5.       Итог урока:

 руководители групп представляют продукт коллективной деятельности –сведения о глаголе, преобразованные в различные формы: письмо, мини – сочинение, инструкцию, таблицу.

6.       Рефлексивно –оценочный: слово предоставляется секретарям, которые озвучивают количество полученных баллов. В зависимости от количества полученных баллов выставляется группе традиционная оценка. Внутри группы также происходит распределение оценок в зависимости от степени участия каждого в работе. Обсуждение результатов проводит руководитель группы.

7.       Домашнее задание: написать мини – сочинение « Как узнать глагол» или доказать на примерах, что  узнавание глагола « в лицо» позволяет написать его правильно.

                                    ПРИЛОЖЕНИЕ

Компетентностно – ориентированное задание

Стимул

 Дима, ученик 6 класса, встречает своего брата четвероклассника. Тот вышел из класса очень грустный

Дима: Рома, что случилось ?

Рома: Мы сегодня писали диктант. Там было очень много глаголов. Я   не могу узнать их и путаю с другими частями речи. Как же их узнавать?!

Дима: Не расстраивайся, я постараюсь дать тебе несколько советов. Например….

Какие советы мог дать Дима?

Задания 1

В данном предложении найдите глаголы, докажите правильность выбора

Глокая куздра штеко будланул бокра и кудрячит бокренка.

1-3 баллов

Задание2

Проведите исследование: найдите все глаголы и слова, похожие на глагол. Можно ли перепутать глагол с другими частями речи?

Великолепная осень стояла в те дни над Москвой. Деревья роняли позолоченную листву на стволы орудий. Орудия и зарядные ящики  стояли шеренгами вдоль московских бульваров, дожидаясь отправки на фронт.

1-5 баллов

Задание 3

Проведите морфологический разбор глагола  роняли.

1-2 балла

Задание 4

Обсудите собранную информацию о глаголе, выделите наиболее важную (не более трех) для « узнавания» глагола. Дайте советы Роме,преобразовав информацию следующим образом:

Группа № 1 – инструкция « Как узнать глагол»

Группа № 2 – сочинение « Как узнать глагол»

Группа № 3 – таблица

Группа № 4 – письмо Роману

1-3 балла

Задание 5

Проведите оценку своей деятельности

«5»- 13 - 12 баллов

«4» -8-11

«3» - 4-7 баллов

Источник информации

Учебник « Русский язык» для 6 класса, стр.133, стр.342, учебник « Русский язык. Теория» 5-9 класс, стр. 116, памятка « Как определить переходность – непереходность глагола»

Бланк для выполнения задания

Оценка


Компетентностно -ориентированные задания на уроках русского языка

grankina 21 Январь, 2012 12:06 методическая работа Постоянная ссылка

Единственный путь, ведущий к знаниям, - деятельность.

                                                                                                 Б. Шоу

 Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить.

                                                              Р. Левин

В условиях стремительно развивающегося общества, модернизации современного  образования обозначилась проблема формирования у обучающихся не столько теоретических, сколько социально практических знаний, умений, навыков, в том числе в процессе обучения русскому языку.

Традиционная предметность должна сочетаться с реальной действительностью, социумом, в котором предстоит жить современным школьникам. Однако очевидна ситуация разрыва между традиционной методикой обучения, образовательными потребностями самих учащихся и требованиями, предъявляемыми к уровню  образованности будущего поколения.

Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков, как основной цели обучения, на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий. Наиболее актуальными и востребованными в общественной жизни оказываются, на мой взгляд, следующие компетентности:

- компетентность  в решении проблем (задач);

- коммуникативная компетентность;

- информационная компетентность.

Компетентностный подход, в процессе реализации которого и формируются  указанные компетентности, не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.

Говоря об образовании, ориентированном  на формирование компетенций личности, следует обратить внимание на потенциал компетентностно – ориентированных заданий (далее КОЗ).

Компетентностно  -  ориентированные задания -   это задания, которые  имеют и учебное,  и жизненное обоснование, не вызывают у думающего ученика безответного вопроса: « А зачем мы это делаем?»

Таких задач в учебниках, учебных пособиях, дидактических материалах немного. Составление КОЗ достаточно трудоемкое. Первые результаты применения КОЗ на уроках позволили сделать вывод: выбор в пользу КОЗ был сделан правильный. Во-первых, использование   КОЗ уже на первых уроках  позволили вовлечь в учебную деятельность всех учащихся, включая ребят с серьезными пробелами в знаниях, во – вторых, появилась возможность оценить каждого, даже в многочисленном классе, в – третьих, заметно повысился интерес и к предмету, и к самому процессу учебной деятельности. В – четвертых, повысилось качество знаний учащихся.

Вместе с тем обозначились и проблемы: непонимание прочитанного учебного текста, неумение выделить в прочитанном главное, неумение систематизировать собранный материал, а затем применить его в практической деятельности.  

       Создание  КОЗ подчинено определенным требованиям к его структуре и содержанию.

Структура КОЗ предполагает наличие следующих  структурных частей:

- стимул;

- задачная формулировка;

- источник информации;

- бланк для выполнения задания;

-инструмент проверки;

- модельный ответ.

Каждая составляющая КОЗ  должна  мотивировать  учащегося на организацию деятельности. Так, например, работа со стимулом в начале урока позволяет учащимся увидеть проблему, сформулировать ее, убедиться в ее актуальности, подумать о путях решения.

При этом именно стимул (текст, позволяющий соединить жизненную проблемную  ситуацию и необходимость получения определенных знаний для разрешения данной ситуации), по моему мнению, является  наиболее сложным  при конструировании.

Например,  в качестве стимула использую следующий текст:

«Коля делал домашнее задание. Из-за болезни он пропустил несколько уроков и решил самостоятельно выучить несколько пропущенных тем. Он открыл учебник. На странице 134 была написана тема: «Предложения распространенные и нераспространенные».

- Странно,- подумал Коля,- распространять можно листовки, рекламные проспекты, товар,  информацию. А как можно распространять предложения? Разносить их по домам что ли? Их же никто не купит!

Коля вздохнул и закрыл учебник.

В чем прав и в чем не прав Коля?

Можно ли распространять предложения? (5 класс, тема

« Распространенные и нераспространенные предложения».

 Или другой пример: "Закончился урок русского языка. Расстроенный Егор вышел из класса: он опять получил «2» за диктант. К нему подошел его друг Дима:

- Что случилось, Егор?

- Да опять «2» за диктант! Опять эти глаголы! Не могу я их правильно писать! И вообще, не вижу их в тексте, путаю с другими частями речи!

- И это проблема?!-  воскликнул Димка.- Не расстраивайся, я тебе дам совет…».

Что мог посоветовать Дима Егору в этой ситуации?»

Для того чтобы ответить на данный вопрос, учащиеся должны собрать информацию о глаголе,  используя разные источники информации, обсудить, что  в ней самое  нужное для решения проблемы, и преобразовать в короткие, точные советы « Как узнать глагол»: задайте вопросы к слову, подумайте, что обозначает слово, выделите окончание и суффикс, определи роль этого слова в предложении, сделай вывод. А чтобы советы стали более понятны герою текста, предлагаю изложить их в виде письма.

При работе со стимулом важно подумать и о форме преподнесения текста:  чтение, чтение по ролям, просмотр снятого видеоролика с участием тех же учащихся и т. д.

После создания стимула, необходимо продумать формулировки задач.

Для этого  использую таблицу « Конструктор задач», предложенную Л. С. Ильюшиным.  В  конструкторе Л. С. Ильюшина  цель деятельности достигается посредством определенных вопросов, заданий, упражнений, которые могут  начинаться со следующих формулировок: «Раскройте особенности…», «Разработайте план…», « Сгруппируйте …» и т. д.

Например, при разработке КОЗ для урока русского языка в 6 классе по теме: «Страдательные причастия» использую следующие задачные формулировки:

- прочтите самостоятельно материал учебника ( М. М. Разумовская «Русский язык», 6 класс)  на стр. 178 – 180  ( ознакомление);

- приведите примеры страдательных причастий (понимание);

- преобразуйте прочитанный текстовой материал в табличный (применение);

- найдите страдательные  причастия в следующих предложениях  (анализ):

 Долго жители не спали и меж собой толковали о дне минувшем. Зарево на дальних высотах трепещущее румянцем отразилось. Внизу Арагва и Кура по корням шепчущих кустов бежали дружно и легко. Вслушайтесь в дальний рокочущий шум. Хозяева строящейся станции по очереди сменяются на руле. Троекуров мало заботился о выигрыше затеянного им дела. Между палатками желтели расчищенные в траве и посыпанные песком дорожки.

 - составьте алгоритм « узнавания» страдательных причастий (синтез);

- проверьте себя, выполнив упражнение №  418 (оценка).

При конструировании КОЗ  учитываю, что каждое задание  имеет собственную технологию оценивания. В основном это баллы за каждое задание, которые в конце урока суммируются и на основании шкалы оценивания превращаются в традиционную оценку. Например, таким образом:

Задание 6

Оцените свою деятельность

«5» - 12 баллов

«4» -9-11 баллов 

«3» -5-8 баллов

 Для правильности оценивания выполненных заданий учащимся предлагается модельный ответ, т.е. образец ответа. Модельный ответ предъявляю либо после каждого задания, либо после выполнения всех заданий:

                               Проверь себя

Алгоритм постановки тире между подлежащим и сказуемым

                        1.    Прочти предложение.

               2.    Найди подлежащее и сказуемое.

               3.    Укажи, чем они выражены.

               4.   Если существительным – ставь между ними тире.

                    5.  Проверь себя – подставь слово « это» или « вот» между    подлежащим и сказуемым.

 Модельный ответ демонстрирую на экране, при необходимости (если ученические  решения  более удачны, интересны, кратки) произвожу корректировку модельного  ответа. В каждом КОЗ указываются  баллы, необходимые для получения той или иной оценки. Понимая, что не каждый учащийся может объективно оценить свою работу, организую учебную деятельность либо в  паре, либо в  группе.

 Наиболее удачно работа с КОЗ проходит в группе. При формировании групп использую разные способы: по желанию учащихся, по выбору учителя, «по цепочке», случайный выбор в процессе игры «Стороны света» и т. д. Затем обязательно распределяем роли: « руководитель», « секретарь», «генератор идей», «критик идей», «хранитель времени». У каждой роли свои  «должностные обязанности». На выполнение  задания отводится определенное время. Результаты  групповой  коммуникации предъявляет руководитель группы, только затем учитель предъявляет  модельный ответ. 

Первоначально всю работу с КОЗ проводила в тетрадях, затем стала предлагать учащимся часть работы выполнять на специально   подготовленных бланках. Особенно при работе с таблицами, схемами, рисунками.   Это позволяет экономить время и дает определенную подсказку учащимся, особенно на первых этапах работы с КОЗ. Например, изучая тему «Второстепенные члены предложения» в 5 классе, я предложила учащимся, после самостоятельного прочтения материала учебника, расположить материал в следующей таблице:

Второстепенный член предложения

Вопросы, на которые он отвечает

Чем может быть выражен

Как подчеркивается

При конструировании КОЗ в специальной графе указываю источник информации: страницы учебника, словари, памятки.

На мой взгляд, целесообразно использование КОЗ при организации  изучения нового материала без предварительного объяснения, а также  при  организации вводного повторения, предшествующего изучению новой темы. Иногда  изучение нового материала должно предваряться вводным повторением, так как на момент изучения новой темы у учащихся присутствуют разные мотивации, возможности, уровни достижения результатов обучения. А повторение дает равные стартовые возможности  для всех учащихся в классе.

Использование КОЗ на уроках русского языка позволяет организовать деятельностное усвоение учебного материала. Ученик при этом воспринимается как личность, а не объект обучения. При такой организации урока у учащегося есть право на ошибку и выражение собственного мнения. При использовании КОЗ  значительно повышается степень мотивации учения, происходит разгрузка учащихся, в т. ч. за счет работы в группе. И, что не менее важно, облегчается труд учителя за счет повышения самостоятельности учащихся.


Я - учитель

grankina 21 Январь, 2012 11:39 о себе Постоянная ссылка

Добрый день, уважаемый Гость!

Какой бы ни была цель посещения, я рада Вас видеть, слышать.

Давайте знакомиться. Я, Гранкина Людмила Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ " Новозоринская СОШ" Павловского района Алтайского края.

Кто - то однажды сказал: " Время растяжимо. Оно зависит от того, какого рода содержимым вы наполняете его." В этом смысле мое профессиональное Время наполнено нужным: я занимаюсь любимым делом. В образовании я прошла практически всю иерархическую лестницу: от мытья горшков в детском саду до директора школы. Сейчас я вновь учитель.

Жалею об одном - очень быстро уходит время и все труднее за ним поспевать, все чаще прыгаешь в последний вагон уходящего поезда. Вот и мое участие в районном конкурсе

" Учитель года" было таковым. Попытка оказалась удачной. Пожелаю себе удачи и дальше! Удачи и тебе, мой Гость!

                                                           Мои достижения

                                                            Звания и награды

 

Наименования

Дата

1.

Почетная грамота Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина

1982

2.

Почетная грамота комитета Администрации алтайского края по образованию и крайкома профсоюза работников народного образования и науки

1989

3.

Почетный диплом Администрации Павловского района

1998

4.

Грамота Администрации Павловского района

1999

5.

Грамота спортивного комитета Администрации Павловского района ( 2 место по полиатлону)

2003

6.

Грамота Краевой профильной смены « Новое поколение»

2004

6.

Благодарственное письмо управления Павловского Пенсионного фонда

2008

7.

Благодарственное письмо администрации Павловского района

2008

8.

Почетная грамота Администрации Новозоринского сельсовета

2009

9.

Почетная грамота Администрации Новозоринского сельсовета

2010

10.

Почетная грамота Администрации Павловского района

2010

11.

Благодарность Молодежного общественного движения Павловского района Алтайского края

2011

 

                                                    Проектная деятельность

 

Наименование проекта

Статус, результат

1.

Проект « Здоровое питание – здоровые дети»

Руководитель, участие

2.

Проект программы развития школы «Формирование ключевых компетенций»

Руководитель, участие

3.

Проект « Школьная площадка»

Руководитель, грант

4.

Проект « Школьная площадка -2»

Руководитель, грант

 

                                                   Курсы повышения квалификации

 

Наименование, дата

Учебное заведение

1.

Научно – теоретические и методические основы современного гуманитарного образования, 2010

АКИПКРО

2.

Здоровье школьников. Актуальные проблемы и пути их решения,2009

АКИПКРО

2.

Стратегическое управление системой образования в условиях реализации КПМО, 2008

АКИПКРО

 


Поздравляем!

grankina 19 Январь, 2012 14:05 Общая Постоянная ссылка
Если вы читаете это сообщение, значит регистрация прошла успешно и вы можете начать вести свой сайт

© 2010 - Design by Клуб УГА (all rights reserved)