Проголосовать


Компетентностно -ориентированные задания на уроках русского языка

grankina 21 Январь, 2012 12:06 методическая работа Постоянная ссылка

Единственный путь, ведущий к знаниям, - деятельность.

                                                                                                 Б. Шоу

 Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить.

                                                              Р. Левин

В условиях стремительно развивающегося общества, модернизации современного  образования обозначилась проблема формирования у обучающихся не столько теоретических, сколько социально практических знаний, умений, навыков, в том числе в процессе обучения русскому языку.

Традиционная предметность должна сочетаться с реальной действительностью, социумом, в котором предстоит жить современным школьникам. Однако очевидна ситуация разрыва между традиционной методикой обучения, образовательными потребностями самих учащихся и требованиями, предъявляемыми к уровню  образованности будущего поколения.

Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков, как основной цели обучения, на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий. Наиболее актуальными и востребованными в общественной жизни оказываются, на мой взгляд, следующие компетентности:

- компетентность  в решении проблем (задач);

- коммуникативная компетентность;

- информационная компетентность.

Компетентностный подход, в процессе реализации которого и формируются  указанные компетентности, не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.

Говоря об образовании, ориентированном  на формирование компетенций личности, следует обратить внимание на потенциал компетентностно – ориентированных заданий (далее КОЗ).

Компетентностно  -  ориентированные задания -   это задания, которые  имеют и учебное,  и жизненное обоснование, не вызывают у думающего ученика безответного вопроса: « А зачем мы это делаем?»

Таких задач в учебниках, учебных пособиях, дидактических материалах немного. Составление КОЗ достаточно трудоемкое. Первые результаты применения КОЗ на уроках позволили сделать вывод: выбор в пользу КОЗ был сделан правильный. Во-первых, использование   КОЗ уже на первых уроках  позволили вовлечь в учебную деятельность всех учащихся, включая ребят с серьезными пробелами в знаниях, во – вторых, появилась возможность оценить каждого, даже в многочисленном классе, в – третьих, заметно повысился интерес и к предмету, и к самому процессу учебной деятельности. В – четвертых, повысилось качество знаний учащихся.

Вместе с тем обозначились и проблемы: непонимание прочитанного учебного текста, неумение выделить в прочитанном главное, неумение систематизировать собранный материал, а затем применить его в практической деятельности.  

       Создание  КОЗ подчинено определенным требованиям к его структуре и содержанию.

Структура КОЗ предполагает наличие следующих  структурных частей:

- стимул;

- задачная формулировка;

- источник информации;

- бланк для выполнения задания;

-инструмент проверки;

- модельный ответ.

Каждая составляющая КОЗ  должна  мотивировать  учащегося на организацию деятельности. Так, например, работа со стимулом в начале урока позволяет учащимся увидеть проблему, сформулировать ее, убедиться в ее актуальности, подумать о путях решения.

При этом именно стимул (текст, позволяющий соединить жизненную проблемную  ситуацию и необходимость получения определенных знаний для разрешения данной ситуации), по моему мнению, является  наиболее сложным  при конструировании.

Например,  в качестве стимула использую следующий текст:

«Коля делал домашнее задание. Из-за болезни он пропустил несколько уроков и решил самостоятельно выучить несколько пропущенных тем. Он открыл учебник. На странице 134 была написана тема: «Предложения распространенные и нераспространенные».

- Странно,- подумал Коля,- распространять можно листовки, рекламные проспекты, товар,  информацию. А как можно распространять предложения? Разносить их по домам что ли? Их же никто не купит!

Коля вздохнул и закрыл учебник.

В чем прав и в чем не прав Коля?

Можно ли распространять предложения? (5 класс, тема

« Распространенные и нераспространенные предложения».

 Или другой пример: "Закончился урок русского языка. Расстроенный Егор вышел из класса: он опять получил «2» за диктант. К нему подошел его друг Дима:

- Что случилось, Егор?

- Да опять «2» за диктант! Опять эти глаголы! Не могу я их правильно писать! И вообще, не вижу их в тексте, путаю с другими частями речи!

- И это проблема?!-  воскликнул Димка.- Не расстраивайся, я тебе дам совет…».

Что мог посоветовать Дима Егору в этой ситуации?»

Для того чтобы ответить на данный вопрос, учащиеся должны собрать информацию о глаголе,  используя разные источники информации, обсудить, что  в ней самое  нужное для решения проблемы, и преобразовать в короткие, точные советы « Как узнать глагол»: задайте вопросы к слову, подумайте, что обозначает слово, выделите окончание и суффикс, определи роль этого слова в предложении, сделай вывод. А чтобы советы стали более понятны герою текста, предлагаю изложить их в виде письма.

При работе со стимулом важно подумать и о форме преподнесения текста:  чтение, чтение по ролям, просмотр снятого видеоролика с участием тех же учащихся и т. д.

После создания стимула, необходимо продумать формулировки задач.

Для этого  использую таблицу « Конструктор задач», предложенную Л. С. Ильюшиным.  В  конструкторе Л. С. Ильюшина  цель деятельности достигается посредством определенных вопросов, заданий, упражнений, которые могут  начинаться со следующих формулировок: «Раскройте особенности…», «Разработайте план…», « Сгруппируйте …» и т. д.

Например, при разработке КОЗ для урока русского языка в 6 классе по теме: «Страдательные причастия» использую следующие задачные формулировки:

- прочтите самостоятельно материал учебника ( М. М. Разумовская «Русский язык», 6 класс)  на стр. 178 – 180  ( ознакомление);

- приведите примеры страдательных причастий (понимание);

- преобразуйте прочитанный текстовой материал в табличный (применение);

- найдите страдательные  причастия в следующих предложениях  (анализ):

 Долго жители не спали и меж собой толковали о дне минувшем. Зарево на дальних высотах трепещущее румянцем отразилось. Внизу Арагва и Кура по корням шепчущих кустов бежали дружно и легко. Вслушайтесь в дальний рокочущий шум. Хозяева строящейся станции по очереди сменяются на руле. Троекуров мало заботился о выигрыше затеянного им дела. Между палатками желтели расчищенные в траве и посыпанные песком дорожки.

 - составьте алгоритм « узнавания» страдательных причастий (синтез);

- проверьте себя, выполнив упражнение №  418 (оценка).

При конструировании КОЗ  учитываю, что каждое задание  имеет собственную технологию оценивания. В основном это баллы за каждое задание, которые в конце урока суммируются и на основании шкалы оценивания превращаются в традиционную оценку. Например, таким образом:

Задание 6

Оцените свою деятельность

«5» - 12 баллов

«4» -9-11 баллов 

«3» -5-8 баллов

 Для правильности оценивания выполненных заданий учащимся предлагается модельный ответ, т.е. образец ответа. Модельный ответ предъявляю либо после каждого задания, либо после выполнения всех заданий:

                               Проверь себя

Алгоритм постановки тире между подлежащим и сказуемым

                        1.    Прочти предложение.

               2.    Найди подлежащее и сказуемое.

               3.    Укажи, чем они выражены.

               4.   Если существительным – ставь между ними тире.

                    5.  Проверь себя – подставь слово « это» или « вот» между    подлежащим и сказуемым.

 Модельный ответ демонстрирую на экране, при необходимости (если ученические  решения  более удачны, интересны, кратки) произвожу корректировку модельного  ответа. В каждом КОЗ указываются  баллы, необходимые для получения той или иной оценки. Понимая, что не каждый учащийся может объективно оценить свою работу, организую учебную деятельность либо в  паре, либо в  группе.

 Наиболее удачно работа с КОЗ проходит в группе. При формировании групп использую разные способы: по желанию учащихся, по выбору учителя, «по цепочке», случайный выбор в процессе игры «Стороны света» и т. д. Затем обязательно распределяем роли: « руководитель», « секретарь», «генератор идей», «критик идей», «хранитель времени». У каждой роли свои  «должностные обязанности». На выполнение  задания отводится определенное время. Результаты  групповой  коммуникации предъявляет руководитель группы, только затем учитель предъявляет  модельный ответ. 

Первоначально всю работу с КОЗ проводила в тетрадях, затем стала предлагать учащимся часть работы выполнять на специально   подготовленных бланках. Особенно при работе с таблицами, схемами, рисунками.   Это позволяет экономить время и дает определенную подсказку учащимся, особенно на первых этапах работы с КОЗ. Например, изучая тему «Второстепенные члены предложения» в 5 классе, я предложила учащимся, после самостоятельного прочтения материала учебника, расположить материал в следующей таблице:

Второстепенный член предложения

Вопросы, на которые он отвечает

Чем может быть выражен

Как подчеркивается

При конструировании КОЗ в специальной графе указываю источник информации: страницы учебника, словари, памятки.

На мой взгляд, целесообразно использование КОЗ при организации  изучения нового материала без предварительного объяснения, а также  при  организации вводного повторения, предшествующего изучению новой темы. Иногда  изучение нового материала должно предваряться вводным повторением, так как на момент изучения новой темы у учащихся присутствуют разные мотивации, возможности, уровни достижения результатов обучения. А повторение дает равные стартовые возможности  для всех учащихся в классе.

Использование КОЗ на уроках русского языка позволяет организовать деятельностное усвоение учебного материала. Ученик при этом воспринимается как личность, а не объект обучения. При такой организации урока у учащегося есть право на ошибку и выражение собственного мнения. При использовании КОЗ  значительно повышается степень мотивации учения, происходит разгрузка учащихся, в т. ч. за счет работы в группе. И, что не менее важно, облегчается труд учителя за счет повышения самостоятельности учащихся.


Комментарии


Добавить комментарий

Добавить комментарий
 authimage

© 2010 - Design by Клуб УГА (all rights reserved)