Web-портфолио Грудий Т.Н.

Урок памяти.

grudiy | 10 Январь, 2012 11:46

 «Есть память, которой не будет забвенья, И слава, которой не будет конца…»

(Урок памяти, посвященный герою России Сергею Александровичу Шрайнеру).

  Цель:

 

  • воспитывать у старшеклассников чувство патриотизма и гражданского долга на примере героя России – Шрайнера Сергея Александровича.

Оборудование: мультимедийный проектор; флаг России; портрет героя.

  Гости: мама – Анна Александровна.

Классный руководитель – Дьяченко Валентина Григорьевна

Друзья – Шкурин Александр, Деделюк (Линник) Елена

Ход мероприятия:

I.   Выходят юноша и девушка  (презентация № 1 – начало).

Юноша: (зачитывает письмо).

«Здравствуй, мама! Вот выдалась минутка и я решил написать вам письмо. Простите, что давно не писал. Сижу сейчас на траве, а сам вижу свой двор, зеленую траву в нем. Почему- то мне очень захотелось пройти по нашей зеленой траве босиком, проснуться на рассвете и услышать пение петуха и щебет птиц. Здесь, вдали от дома, трава не такая зеленая, птицы поют не так весело, и приветило, а трава пахнет по – другому, не так как дома. Мне сегодня до боли в груди захотелось почувствовать запах родной скошенной травы, прыгнуть с кручи в нашу любимую реку и плыть, плыть, ни о чем не думать. Как-то сегодня мне особенно хочется домой.  Почему-то именно сейчас, я захотел увидеть всех вас и крепко обнять тебя, мама….»

Девушка: Это письмо мы совершенно случайно нашли на одном из сайтов Интернета, когда выполняли домашнее задание к сегодняшнему мероприятию.  Не знаем, кто отправил его туда, только в сердце как-то сразу кольнуло, в душе защемило, на глаза навернулись слезы,  когда дальше стали читать: «Через несколько часов автор этого письма погиб. Погиб в Чечне,  не просто от шальной пули, погиб, накрыв собой гранату, брошенную боевиками, ценой своей жизни спас жизни 7 человек. За этот геройский поступок автор письма, Шрайнер Сергей Александрович, награжден звездой Героя России».

Юноша: Что мы почувствовали тогда: Боль? Гордость? Наверное, никто из нас не объяснит этого чувства,  чувство это какое-то особенное, просто в душе в тот момент что – то произошло.

Ведущий: Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Сегодня мы проводим урок памяти нашего земляка, Героя России Шрайнера Сергея Александровича. У нас в гостях мама Сергея – Анна Александровна; бывший классный руководитель – Дьяченко Валентина Григорьевна; друзья – Шкурин Александр и Линник Елена.

 Еще раз вспомним основные моменты его  короткой, и в тоже время большой жизни.

Сергей родился 1 апреля 1979 года в селе Веселоярске Рубцовского района Алтайского края.

С 1986 по 1994 годы учился в Веселоярской средней школе.

После окончания 9 классов поступил учиться в СПТУ – 75, где получил специальность механизатора. Окончив его 20 мая 1997 года, Сергей 26 мая был призван на срочную службу. Все годы службы Сергей служил в Чечне, был награжден как добросовестно выполняющий свой долг перед Отечеством на Дагестано – Чеченской границе, пятью благодарностями (слайды 3,4,5,6).

После окончания срочной службы, остался служить сверхсрочно.

5 ноября 1999 года Сергей был награжден грамотой МВД за добросовестное исполнение служебных обязанностей. Сергей являлся обладателем крапового берета.

Во время военной операции, накрыл своим телом брошенную боевиками гранату. Сергей погиб 14 июля 2000 года. Ему присвоено звание Героя России (посмертно).

 Когда-то в школе мы писали сочинения, определяя место подвига в нашей будничной жизни. Конечно, чаще, разговор носил теоретический характер. Случай с Сергеем выходит за рамки теории. Человек, сознательно пожертвовал собой во имя спасения других. Вот он, настоящий Герой нашего времени! Не вымышленный, не телевизионный!

Что осталось после него? Скромный обелиск на сельском кладбище? Мемориальная доска на школе, в которой учился? Уроки памяти, традиционно проходящие в школе? Боль и застывший в горле крик матери?

Нет, конечно, не только это, осталась наша о нем память, наша гордость за него. 

Ребята,   кто-нибудь из вас хоть раз задумывался над словами «Четыре секунды длиною в жизнь», «Жизнь длиною в подвиг». Кто-нибудь задавался вопросом, что такое подвиг для простого сельского парня? Где взял он силы сознательно пойти на смерть, спасая других? Где начало, где источник силы, бросившей его на гранату?

Ребятки, у вас было домашнее задание: приготовить слайдовые презентации под условным названием «Четыре секунды длиною в жизнь»: детство, юность, армия.

Итак, вам слово.

 

II.   Начинается просмотр презентаций, учащиеся комментируют.

 

II.1.  Презентация № 2 – детство.  

Девушка из группы задает вопрос маме (на фоне фотографии с надписью «Слава Советской Армии»):

Анна Александровна, в жизни многих людей существуют знаковые вещи, например, мой дядя с детства рисовал себе милицейские погоны, выстругивал гаишные палочки, все его детские игры вращались вокруг милицейской темы. Сегодня он профессиональный милиционер. Можно ли эту фотографию для Сережи назвать знаковой, были ли какие-то другие знаковые моменты, которые определили его выбор связать свою  жизнь с армией? 

 II.2.  Презентация № 3 - школа, юность. (2 группа)

Девушка задает вопросы учителю и друзьям по ходу презентации:

Валентина Григорьевна, мы знаем, что Сергей в классе имел поручение ответственного за трудовой сектор. Почему именно он?

Елена Викторовна, мы знаем, что из всех девочек в классе, Сережа с вами был ближе всего. Скажите, когда вы узнали о его гибели, вы удивились, что на гранату бросился именно он? Как вам кажется, Сергей мог поступить иначе?

Валентина Григорьевна, на фотографиях Сергей всегда на переднем плане, как будто прикрывает остальных, скажите он и в жизни был такой: надежный, готовый прийти на помощь?

 II.3. Презентация № 4 с гиперссылками -  Чечня.

Девушка: При подготовке этой презентации, мы, чтобы узнать  о Сергее что-то новое решили поискать информацию в Интернете, там ему посвящено множество сайтов. Вот таким его знали люди, которые видели его на войне: Жанна ЛАБУТИНА, журналистка на сайте журнала «Братишка» и на страницах сайта «Аллея славы», написала (работает гиперссылка 1, слайд 1 http://glory.rin.ru – Аллея Славы): «Сергея я видела один раз в жизни 2 апреля, совершенно случайно, он замыкал колонну военнослужащих. Почему – то именно ему я решила задать несколько вопросов.

Высокий юноша, в зеленом берете, этакий образцовый солдат с юбилейного плаката Воздушно-Десантных войск, отвечал коротко:

 - Да, из Чечни. Три месяца. Да, участвовали в боях. Прибыла смена. Комбриг и бригада остались там.

Что-то заставило меня вернуться и спросить имена сопровождавших колонну военнослужащих. Было ли это предчувствие беды? Не знаю. Ребята охотно назвали себя. Впереди шел капитан Олег Мулюков. Сзади - старший сержант Сергей Шрайнер. Сережа смотрел через плечо в мой блокнот, чтобы я правильно записала его трудную фамилию. Шрай-нер продиктовал он по буквам. Запись осталась в блокноте. Никто не знал тогда, что старшему сержанту-контрактнику Сергею Шрайнеру осталось жить всего 103 дня!»

Девушка: Командир учебного взвода отряда «Русь» капитан Олег Мулюков, официальный сайт воинской части 5402 (работает гиперссылка 2, http://vh5402.narod.ru): «Весной 2000 года из Софринской бригады к нам в отряд пришли 9 человек, среди них был Сергей. Надо сказать, что случайные люди в отряд не попадают.

Сергей Шрайнер был из тех, кто идет до конца. С ним было не страшно ни в разведке, ни в бою.  В отряде он пробыл недолго. Быстро уехал в командировку, в Чечню. Шрайнер был парень надежный, хорошо подготовленный, такие там нужны.  О том, что произошло, в отряде знают все. Даже молодые, те, кто уже после Сергея в отряд прибыл.

Месяцем раньше там же, на войне, другой чеченский подонок бросил в помещение, где находилась группа солдат - срочников во главе с офицером, гранату. Погибли все. Так вот Сергей тогда с горечью сказал товарищам: - Эх, жаль, что среди семи погибших не оказалось ни одного нормального мужика. Он мог бы спасти остальных... Смысл этих слов до конца тогда так никто и не понял.  А месяц спустя, Сергей сам оказался в аналогичной ситуации и совершил поступок, о котором говорил тогда».

Юноша:

Командир разведгруппы отряда «Русь» лейтенант Константин З., на странице сайта отряда «Русь» вспоминает (работает гиперссылка 3, слайд 5  http://vdv-specnaz1.narod.ru ): 

«Есть в Чечне такое место, мы называли его Шербурским лесом. Утром 14 июля 2000перед нами была поставлена обычная задача: проверить белую машину «Нива». Именно такая машина проходила по многим ориентировкам. Взрывные устройства, фугасы, мины с секретом, растяжки все время кто-то ставил. Никак не могли отловить, кто. И засады ставили, и зачистки проводили, а люди все равно гибли. Не только наши, армейские. Жители тоже подрывались, особенно дети местные. 

Я и рядовой Максимов стали приближаться к машине, чтобы проверить документы у пассажиров белой «Нивы».  Серега находился в группе прикрытия, подальше от нас. Все случилось мгновенно. Мы хотели проверить документы, а бандиты начали стрелять. Ребята стали обходить машину с флангов, а «Нива» на полной скорости пошла на нас, поливая из окон автоматным огнем. Максимова ранело. Укрыться негде. Из окна полетела граната. Мы видели ее и ничего не могли сделать. Серега, увидев гранату, сделал рывок и бросился на нее грудью. Прямо бронежилетом прикрыл…навалился сверху. И в это же мгновение прозвучал взрыв. Он погиб сразу… все произошло секунды за четыре. Бандиты тоже не ушли. Ребята расшмоляли эту «Ниву» из гранатомета, и она сгорела вместе с седоками у нас на глазах. Мы остались живы только благодаря Сергею. Сразу две смерти. Одна – геройская. Другая – шакалья».

 III.  Ведущий:  

Кто из спасенных Сергеем ребят выживет на этой войне? Очень хочется надеется, что все. Расскажут ли они своим близким о его подвиге? Назовут ли именем Сергея своих сыновей? Наверное, это не так уж и важно. Важно другое.

Сколько было времени у Сергея, чтобы принять решение? Очевидцы говорят, что не более четырех секунд. Что можно успеть за четыре секунды? Сергей успел подарить жизнь.

Почтим светлую память Героя России, Шрайнера Сергея Александровича, минутой молчания (работает презентация № 4 – заключение) .

 

После минуты молчания, юноша по ходу презентации читает стихотворение:

 Был мальчишка я шустрый и бойкий,

В коридоре с друзьями бузил,

Получал я пятерки и двойки,

Но я школу родную любил.

Побеседуйте тихо со мною,

И скажите: «Какой был веселый!

А какой еще молодой!»

Подождите, девчонки, смеяться,

Посмотрите на этот портрет,

Мне на нем лишь один год за двадцать

А меня уже нет, просто нет….

Я войну эту страшную видел,

С автоматом я в бой уходил,

Чтобы вас здесь никто не обидел,

Чтобы вас тут никто не убил!

Мне бы бегать на поле футбольном

И с подругой гулять по весне.

Летом я не вернулся из боя,

Я погиб на чеченской войне.

Мать рыдает, горюет, страдая,

Над могилою ранней моей,

Да чирикает, с солнцем играя,

Наш родной, озорной воробей.

Побывайте у мамы в квартире.

Навестите родную мою,

Чтобы знала она, что о сыне,

Не забыли в родимом краю.

Погрустите и вы над могилой,

Принесите цветов полевых,

Чтобы пахло мне Родиной милой,

На дорогах моих неземных.

 

IV.  После стихотворения юноши дарят цветы и произносят слова благодарности маме, классному руководителю, друзьям.

Примечание.

Маме героя в подарок дарят фильм, созданный учащимися в программе Movie Maker о Сергее.

 

Комментарии

Пожалуйста, исправьте!

Жанна Лабутина | 14/02/2012, 15:09

1. Капитан Олег Мулюков никогда не служил в отряде Русь. Он служил в Софринской бригаде, и в апреле 2000-го капитан привез из Чечни смену - солдат, которые отслужили и должны были ехать домой. Сергей также сопровождал эту колонну. Он вернулся, готовясь перейти в отряд Русь. А вот приведенные слова сказал именно командир учебки отряда Русь. Эти имена называть нежелательно.
2. Жизнь длинною в 4 секунды не совсем точно. Это, скорее время принятия решения.
3,8 секунды - это время срабатывания гранаты после того, как она переведена в боевой режим - выдернута чека... Это слишком мало даже чтобы просто сообразить, что происходит, а тем более, чтобы принять решение.
3. Относительно числа спасенных. Развед группа состояла из 4-х человек. Граната была ближе всего к командиру.
4. Сегодня отряд Русь расформирован.
5. Каждый год 7 апреля в Софринской бригаде проходит ДЕНЬ ПАМЯТИ. До недавнего времени это было потрясающее событие для бригады. Каждый год приезжают в Софрино мамы погибших ребят. И происходит поименная перекличка, словно они все снова в строю... И каждый год, ровно в тот момент, когда начинает звучать первое имя этого страшного списка, начинается страшная, мокрая метель. Даже если еще час назад небо было чистым и светило солнце...
Это просто мистика какая-то.
Имя Сергея в этой перекличке не звучит. Он ушел из бригады и погиб в отряде Русь.
Но все эти годы в разведроте на стенде памяти в казарме висела Сережина фотография.
Эго помнят.
6. В 2011 году вышел фотоальбом, посвященный Софринской бригаде. Там, на одной из фотографий среди софринцев есть и Сергей. Если кто-то будет в Москве, могу передать Вам такой альбом.
7. Спасибо за эту композицию. Спасибо, что помните Сергея, рассказываете о Герое ребятам.
С уважением

Добавить комментарий
 authimage
 
Accessible and Valid XHTML 1.0 Strict and CSS
Powered by LifeType - Design by BalearWeb