ml" target="blank">Форум
  • Управление сайтом
  • Рабочая программа по музыке 1 класс

    guceva 14 Декабрь, 2012 10:37 Рабочие программы Постоянная ссылка

     

      

    Пояснительная записка

    Рабочая  учебная программа по  музыке для  1-го  класса разработана и    составлена в соответствии с федеральным государственным стандартом  второго поколения  начального  общего образования 2010 года, примерной программы начального общего образования  по музыке с учетом  авторской программы по музыке -  «Музыка. Начальная школа», авторов:   Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2010.   МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В соответствии с  Базисным учебным планом в 1 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 33 часа (из расчета 1 час в неделю).  Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Занятия в I классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте. Творческий подход учителя музыки к данной программе – залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта: Предмет музыка в 1 классе начальной школы  имеет целью введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:   ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСАСодержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культурумладших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят: ·        хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкальноритмические движения; игра на музыкальных инструментах;·        инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных·        пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др. В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».Постижение музыкального искусства учащимися  подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты. Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирования. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с требованиями  к уровню подготовки учащихся 1 класса начальной школы в форме итоговых тестов в конце каждого раздела -  2 четверть: 8 урок – «Пришло Рождество, начинается  торжество. Родной обычай старины» 4 четверть: 32 урок - «Ничего на свете  лучше нету». В  конце учебного года в форме заключительного урока-концерта (33 урок)         В рабочей программе учтен национально-региональный компонент, который предусматривает знакомство первоклассников  с музыкальными традициями, песнями и музыкальными инструментами коренных народов Севера и составляет 10% учебного времени.В календарно-тематическом планировании внесена корректировка и перераспределение часов на изучение разделов и тем, а именно: 1 класс:Тема: «Музыка осени» -1 час вместо 2 часов.Тема: «Азбука, азбука каждому нужна…». Музыкальная азбука разделена на 2 часа.Тема: Музыкальные инструменты. «Садко». Из русского былинного сказа  разделена на 2 часа  за счет Темы: Музыкальные инструменты. Звучащие картины, которой выделены 2 часа  в учебно – тематическом плане.Тема: «Музыкальные инструменты. «Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины» разделены на две темы: «Музыкальные инструменты» и «Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины»Тема: «Музыка в цирке» - 1 час вместо 2 часов        ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАВ результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты. Значит в 1 классе должны только формироваться следующие результаты:Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведенийрусской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;– формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;– освоение начальных форм познавательной и личностнойрефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия наэлектронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;формирование общего представления о музыкальной картине мира;– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫВ результате изучения музыки выпускник начальной школы научится:- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.  Примерный музыкальный материал 1 полугодиеЩелкунчик. Балет (фрагменты). П. Чайковский.Детский альбом. П. Чайковский.Октябрь (Осенняя песня). Из цикла «Времена года». П. Чайковский.Колыбельная Волховы, песня Садко «Заиграйте, мои гусельки». Из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков.Третья песня Леля из оперы «Снегурочка».Н. Римский#Корсаков.Гусляр Садко. В. Кикта.Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (1#я часть «Орнамент»).В. Кикта.Звезда покатилась. В. Кикта, слова В. Татаринова.Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика».К.#В. Глюк.Шутка. Из сюиты № 2 для оркестра. И.#С. Бах. Осень. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.Пастушеская песенка. На тему из 5#й части Симфонии № 6 («Пасторальной»). Л. Бетховен, словаК. Алемасовой; Капельки. В. Павленко, слова Э. Богдановой; Скворушка прощается. Т. Попатенко, слова М. Ивенсен; Осень, русская народная песня, и др.Азбука. А. Островский, слова З. Петровой; Алфавит. Р. Паулс, слова И. Резника; Домисолька.О. Юдахина, слова В. Ключникова; Семь подружек.В. Дроцевич, слова В. Сергеева; Песня о школе.Д. Кабалевский, слова В. Викторова, и др. Дудочка,русская народная песня; Дудочка, белорусская народная песня; Пастушья, французская народная песня;Дударики!дудари, белорусская народная песня, русский текст С. Лешкевича; Веселый пастушок, финская народная песня, русский текст В. Гурьяна. Почему медведь зимой спит. Л. Книппер, слова А. Коваленкова. Зимняя сказка. Музыка и словаС. Крылова. Рождественские колядки и рождественские песни народов мира.Примерный музыкальный материал 2 полугодиеДетский альбом. Пьесы. П. Чайковский.Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.Добрый день. Я. Дубравин, слова В. Суслова; Утро. А. Парцхаладзе, слова Ю. Полухина; Солнце, грузинская народная песня, обраб. Д. Аракишвили.Пастораль. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов; Наигрыш.А. Шнитке; Утро в лесу. В. Салманов; Доброе утро. Из кантаты «Песни утра, весны и мира». Д. Кабалевский, слова Ц. Солодаря.Вечерняя. Из Симфонии-действа «Перезвоны» (по прочтении В. Шукшина). В. Гаврилин; Вечер. Из«Детской музыки». С. Прокофьев; Вечер. В. Салманов; Вечерняя сказка. А. Хачатурян. Менуэт. Л.А. Моцарт.Болтунья. С. Прокофьев, слова А. Барто.Баба Яга. Детская народная игра.У каждого свой музыкальный инструмент, эстонская народная песня. Обраб. Х. Кырвите, пер.М. Ивенсен.Симфония № 2 («Богатырская»). 1#я часть(фрагмент). А. Бородин.Солдатушки, бравы ребятушки, русская народная песня; Песня о маленьком трубаче. С. Никитин, слова С. Крылова; Учил Суворов. А. Новиков,слова М. Левашова.Волынка. И.#С. Бах.Колыбельная. М. Кажлаев; Колыбельная.Ген. Гладков.Золотые рыбки. Из балета «Конек Горбунок».Р. Щедрин.Кукушка. К. Дакен.Спасибо. И. Арсеев, слова З. Петровой; Праздникбабушек и мам. М. Славкин, слова Е. Каргановой.Выходной марш; Колыбельная (слова В. Лебедева-Кумача). Из музыки к кинофильму «Цирк». И. Дунаевский; Клоуны. Д. Кабалевский.Семеро козлят. Заключительный хор из оперы«Волк и семеро козлят». М. Коваль, слова Е. Манучаровой. Заключительный хор. Из оперы «Муха#цокотуха». М. Красев, слова К. Чуковского.Добрые слоны. А. Журбин, слова В. Шленского;Мы катаемся на пони. Г. Крылов, слова М. Садовского; Слон и скрипочка. В. Кикта, слова В. Татаринова; Бубенчики, американская народная песня, русский текст Ю. Хазанова; Ты откуда, музыка?Я. Дубравин, слова В. Суслова.Бременские музыканты. Из Музыкальной фантазии на тему сказок братьев Гримм. Ген. Гладков,

    слова Ю. Энтина

     


    Комментарий |

    Комментарии


    Добавить комментарий

    Добавить комментарий
     authimage

    © 2010 - Design by Клуб УГА (all rights reserved)