Выступление на районном МО учителей начальных классов

kudinova 26 Январь, 2011 11:45 Выступление Постоянная ссылка

Из опыта работы по теме: «Учебные проекты и исследовательская деятельность младших школьников»

(Выступление на районном МО учителей начальных классов Центрального района города Барнаула ).

Исследовательская деятельность младших школьников  

В современной литературе по педагогике часто встречаются понятия «проектное обучение» и «исследовательское обучение», «метод проектов и исследовательские методы обучения». Эти понятия  не всегда чётко дифференцируются, хотя между ними есть существенная разница.

Исследование в обыденном употреблении понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает  создание какого – либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа.

Исследование – бескорыстный поиск истины. Реальный исследователь стремится к новому знанию инстинктивно, зачастую не зная, что принесёт ему сделанное  в ходе исследований открытие, и, как следствие, ему не редко бывает вовсе не известно, как можно на практике исследовать добытые им сведения.

Несмотря на разницу, и исследование, и проектирование имеет высокую ценность для современного образования. Исследование как бескорыстный поиск истины чрезвычайно важно в деле развития творческих способностей. Исследовательская деятельность изначально более свободная. Гипотезы могут быть самыми разными.

Чтобы подготовить  ученика к исследовательским работам, к самостоятельным исследованиям, большую помощь преподавателю в подготовке  может оказать методика Савенкова Александра Ильича (Методика исследовательского обучения младших школьников.)

В его книге представлены следующие методики развития общих исследовательских умений и навыков школьников:

-развитие умений видеть проблемы (задания);

- развитие умений выдвигать гипотезы;

- задавать вопросы;

- давать определения понятиям;

- развивать умения классифицировать;

- наблюдать, высказывать суждения и делать умозаключения;

-развитие умений и навыков экспериментировать, создавать тексты.

Приведены примеры исследовательских работ.

Следует обратить особое внимание на основные этапы исследовательских работ школьников, предлагаемых А.И.Савенковым:

1.                  Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования);

2.                  Определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти);

3.                  Выбор темы исследования (попытаться как можно строже обозначить границы исследования);

4.                  Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи)

5.                  Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования: подумать самостоятельно, спросит у другого человека, посмотреть в книгах, по телевизору, получить информацию у компьютера, понаблюдать, провести эксперимент, связаться со специалистом)

6. Определить последовательность проведения исследования.

7.Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).

8 Анализ и обобщение полученных материалов (структурирование полученного материала).

9. Подготовка отчёта.

10. Доклад.

 

Какими могут быть темы детских исследований

Фантастические – темы ориентированные на разработку несуществующих фантастических объектов

(Например: ребёнок делает проект космического корабля, воздаёт волшебную машинку. Может быть воплощено в рисунке или макете, склеенном из бумаги, картонных коробок)

Эмперические – темы, тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов. Исследование включает в себя собственные эксперименты.

Теоретические – темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках. Это то, что можно спросить у других детей, то, что можно  увидеть в фильмах, прочитать в книгах.

 

Чтобы ребёнок успешно мог проводить самостоятельные исследования, его нужно к этому подготовить. Начинаем подготовительную работу с 1 класса.  Знакомим с понятиями «исследование» и «наблюдение». Используем упражнения на развитие внимания и наблюдательности.

Учим детей правильно задавать вопросы, в ходе практической работы. (Игра «Найди загаданное слово») Учимся собирать материал по выбранному объекту и составлять рассказ об объекте наблюдения.

Коллективная игра - исследование «Строим дом» учит не только умениям работать вместе с другими, но и заставляет исследовать проблему,  пробуждает интерес к выработке собственных идей.

В работе с первоклассниками используем задания, развивающие общие исследовательские умения и навыки. Это упражнения на развитие внимания и наблюдательности. Предлагаем следующие задания:

1. Найдите два одинаковых предмета. В чём их сходство и различие?

2. Какие предметы изображены на рисунке?

Развитию исследовательских умений и навыков способствуют упражнения, требующие проведения экспериментов.

Во втором классе дети знакомятся с понятием «проблема». Учатся видеть проблему. Выполнив задание «Посмотри  на мир чужими глазами», ребята делают вывод: одну и ту же возникшую проблему каждый видит и решает по-своему.

Знакомим детей с методами исследования. Проводим эксперименты.

Мыслительный эксперимент.

«Что можно сделать из бумаги?»

«Что можно сделать из песка?»

«Что нужно сделать, чтобы человек был здоровым?»

«Что будет, если человек научится читать мысли других?»

Вывод: Одним из видов исследовательской деятельности является сбор и защита коллекций.

Наблюдаем за птицами и проводим эксперименты, «Какой корм больше всего любят птицы?»

Учимся анализировать собранный материал, делать умозаключения и выводы. Составляем рассказы, используя данную концовку или слова, связанные общей темой. Например: тема «Осень». Учащиеся называют одно слово, связанное с этой темой (школа, листопад, лужи,….). Все слова записаны на доске. Стоящий ученик составляет из этих слов короткий рассказ.

В третьем и четвёртых классах  совершенствуется техника экспериментирования. Учащиеся готовят самостоятельные исследования.

При подготовке к самостоятельным исследованиям учащихся используем учебник – тетрадь А.И.Савенкова.

Принимаем участие в городском конкурсе исследовательских работ и проектов.  Туристический маршрут по интересным местам Колывани был разработан учеником четвёртого класса Егелем Романом. Созданию проекта предшествовало теоретическое исследование. Используя  различные источники информации Роман изучил достопримечательности Курьинского района. На основе полученных данных составил свой туристический маршрут для одноклассников.

Представленный проект был отмечен грамотой за победу в номинации «Лучший проект» 2009 года

  Презентация Vistuplenie.pdf


Комментарии

  1. Очень все понравилось.

    Написал(а) Наталья — 04 ФР2011, 19:01

  2. я вам поставлю большой при большой пять

    Написал(а) никита астапюк гимназия номер 27 4в класс — 05 ФР2011, 18:27

  3. я Вам ставлю большой при большой пять!

    Написал(а) Лопин Сергей 4в класс гимназия №27 — 06 ФР2011, 23:35

  4. Татьяна Владимировна!
    Желаю Вам удачи! У Вас есть опыт, любовь к профессии, Вы талантливы! Что еще нужно для победы? Будьте уверены в себе и все у Вас получится. Главное, получить удовольствие от того, что с Вами случится на конкурсе. Держу за Вас кулочки.

    Написал(а) Кондрашова Л.дмила Васильевна (гимназия № 22) — 08 ФР2011, 23:00

  5. У Вас всё получится. Удачи!

    Написал(а) Балаганская Настя — 09 ФР2011, 22:09

  6. Удачного выступления на конкурсе.

    Написал(а) ирина — 10 ФР2011, 20:28

  7. Уважаемая Татьяна Владимировна!Вы отличный педагог и прекрасная женщина! В Вашей работе чувствуется любовь к детям ,профессионализм и мастерство Учителя! Спасибо Вам за Ваш нелёгкий, но благородный труд!

    Написал(а) О.В.Коновко — 10 ФР2011, 22:55

  8. Татьяна Владимировна, все родители Ваших учеников благодарны Вам за то, что в своей работе со школьниками Вы выбираете стиль общения, основанный на взаимном уважении,а также за то, что на уроках применяете разнообразные методы работы с учениками, развивающие в них такие положительные черты и качества, как самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание,желание сотрудничать и помогать другим, укрепляете в них веру в собственные силы и способности.

    Тарасова И. А., преподаватель АлтГПА

    Написал(а) Ирина Александровна — 25 ФР2011, 16:22

  9. вы победите я в этом уверена
    ВЫ самый лучший учитель!!!

    Написал(а) Бочкарёва Настя — 03 ÐÐ 2011, 06:37


Добавить комментарий

Добавить комментарий
 authimage

© 2010 - Design by Клуб УГА (all rights reserved)