Школа будущего

maruhin 09 Январь, 2011 15:43 02 Медиаобразование Постоянная ссылка


ШКОЛА БУДУЩЕГО

Природа не поскупилась на многообразие. Мы все такие разные - даже живущие рядом.

А сколько на Земле рас, наций, религий... Почему же массовая школа во всем цивилизованном мире устроена единообразно?

А.А.Гин

Школа, такая, к которой мы привыкли, возникла не сегодня. Она возникла одновременно с началом промышленной революции, на заре формирования индустриального общества. Массовое поточное технологичное производство требовало особых качеств от тех, кто в нём участвовал: уметь слушать и запоминать, действовать по инструкции, пунктуально выполнять указания, согласовывать свои действия с коллективными действиями, обладать необходимым, чётко определённым минимумом теоретических и практических знаний и умений. Конвейер производственный создал конвейер образовательный.

Однако мы вступаем в новый этап цивилизации - мир стремительно меняется. Если сто лет назад в массовом поточном производстве было занято, как минимум, 80% населения, то сегодня в развитых странах только 10%. Самым важным, выгодным, и массовым - впервые в истории - товаром становится информация. Быстро развивается "умная" техника. Меняется восприятие жизни. Какие задачи учит решать современная школа? А какие задачи ставит перед молодым человеком жизнь? Даже без всякого анализа мы интуитивно чувствуем, что это - совершенно разного типа задачи. Школу начинает лихорадить, и что закономерно - во всём мире.

Научить читать и писать, ознакомить с основами наук - это проявленная цель школы. Научить подчиняться воле старшего, инструкциям, правилам - это не столь явно называемая, но не менее значимая для современной школы цель. Пожалуй, даже более значимая. Школа всегда более болезненно относится к нарушению дисциплины, чем к неуспеваемости ученика. Даже если это нарушение давно устаревших правил. Школа проще допускает изменение элементов содержания обучения, чем ломку устоявшихся способов обучения.

Школа так увлеклась установлением фабричной дисциплины, что не заметила смены общественных потребностей. Зато в мире все время растет потребность в людях, умеющих самостоятельно принимать решения, инициативных, изобретательных. А массовая школа не занимается целенаправленно развитием этих, абсолютно необходимых для успешного существования в новом мире, качеств. Другими словами, школа пытается не заметить новую для себя центральную задачу: научить детей жить в динамичном, быстро меняющемся мире.

Новые средства трансляции культуры одновременно создают и новую культуру общественных отношений. По сравнению с культурой предшествующих эпох эта культура необычайно подвижна, ориентиры в ней меняются стремительно и разнонаправленно.

Трудно живется, и будет еще труднее, тем людям, которые не научились делать выбор. При нынешней скученности населения и развитии средств информации - выбор бесконечный. Все границы размываются. Разные страны, языки, нации, расы - ничто не останавливает в выборе. Так уже есть, и так будет, потому что появилось огромное пространство выбора. В этом пространстве нужно учиться жить. Один из возможных ходов вывода современного образования из кризиса - создание и развитие программ, направленных на формирование и развитие человеческой мобильности.

Как же может быть определен сам термин "информатизация"? От ответа на этот вопрос существенным образом зависят подходы к анализу реального состояния и перспектив развития процессов информатизации общества, а, следовательно, задач образования.
По мнению ряда авторов, процесс информатизации включает в себя три взаимосвязанных процесса:

  • медиатизацию - процесс совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации;
  • компьютеризацию - процесс совершенствования средств поиска и обработки информации; 
  • интеллектуализацию - процесс развития способности восприятия и порождения информации, т.е. повышения интеллектуального потенциала общества, включая использование средств искусственного интеллекта.

К сожалению, социальная информатизация часто понимается как развитие информационно-коммуникативных процессов в обществе на базе новейшей компьютерной и телекоммуникационной техники. Происходит отождествление понятий "информатизация" и "компьютеризация". Но ведь человек не слуга машине! Не человек существует ради информации, а информация должна служить человеку!

"Искусственный интеллект" – системы автоматизированного производства и передачи информации – не порождение фантазии писателей, не дело отдалённого будущего – это абсолютная реальность. А соответствуем ли мы ей? Мы – то есть система образования?

По сути, существует две системы целенаправленной передачи информации, читай – культуры, система образования и система средств массовой информации (массмедиа). Школа уже давно не единственное средство трансляции культуры, формирования личности, СМИ прочно заняли своё, весьма и весьма обширное образовательное пространство, при этом активно расширяют его как за счёт создания совершенно новых информационных каналов, так и за счёт потери позиций традиционными средствами образования. Понятие "параллельная школа" – объективная реальность, а не измышления любителей поговорить. "Выбор" становится всё труднее и труднее, а ответственность, которая должна его уравновешивать, всё незаметнее и незаметнее. Парадокс? А почему? А потому, что инертность традиционной системы образования оставляет ребёнка один на один с этим самым выбором, а выбирать-то он и не умеет! Точнее, он выбирает, следуя по пути наименьшего сопротивления – то, что "красивее" и "проще", следовательно, не в пользу научности. Таким образом, само понятие "выбор" для ребёнка исчезает, а значит и ответственность за него.

Запад давно уже заговорил о том, что образование сегодня – это умение вести активную оборону от средств массовой информации. Активную – то есть, не просто защищаться, а использовать в своих целях. Принцип дзюдо – победить сильного его же силой.

 

Придуман и введён в обиход даже специальный термин – медиаобразование как средство обучения теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации. Определены его цели:

  • обучение восприятию и переработке информации, передаваемой на каналах СМИ;
  • развитие критического мышления, умений понимать скрытый смысл того или иного сообщения, противостоять манипулированию сознанием индивида со стороны СМИ;
  • включение внешкольной информации в контекст общего базового образования, в систему формируемых в предметных областях знаний и умений;
  • формирование умений находить, готовить, передавать и принимать требуемую информацию с использованием различного технического инструментария.

Но всё это – лишь одно из средств, одна из попыток соответствовать современному информационному пространству. А ему нужно не просто соответствовать, ведь, как уже говорилось выше, – не "человек в информации", а "информация в человеке"!

Образование опирается на передачу знаний, зачастую устаревших еще до того, как войти в учебные программы. Да и как успеть за наукой?

Налицо парадокс: мы должны помочь научиться детям жить в мире, которого не знаем сами, - в мире будущего. Этот парадокс возник исторически недавно - когда технологические и научные парадигмы стали меняться в течение одного поколения.

Решение современных задач всё больше требует системного подхода, умения видеть отдаленные последствия. Хорошо решена задача - новые возможности. Плохо - новые неприятности. И это касается не только научной или другой профессиональной деятельности, но и бытовой жизни.

Ни вузовское, ни школьное образование этому требованию в настоящее время не удовлетворяет. Крупные компании нередко пытаются самостоятельно - с переменным успехом - решить для себя эту проблему. Вот типовой пример: американская компания "Белл Телефоун Систем" создала "Гуманитарный институт" для перспективных менеджеров - в качестве средства против узкой специализации.

Уж если, одна из важнейших особенностей нового времени — демассификация производства (и это касается практически всех типов сферы человеческой деятельности и человеческого труда, в том числе образования), то сегодня уже стало общекультурной нормой говорить об индивидуально ориентированных подходах и способах обучения, индивидуально ориентированных образовательных практиках, индивидуальной зоне ближайшего развития, индивидуально ориентированных образовательных векторах и о многом другом. Образовательные системы развиваются по своим, как всегда, объективным, законам, и, похоже, сегодня не слишком зависят от декларируемых ими целей. Можно предположить, что в нашем мире, который мы продолжаем самозабвенно приспосабливать «под себя», выживет только та педагогика, та школа, что эффективно формирует способность к полезной осознанной индивидуальной деятельности. Чем больше видов деятельности с меньшими затратами может осуществить человек в данной системе, тем она идеальнее.

В связи с этим, хочется закончить словами автора, которого уже процитировал в начале разговора: "Идеальная дидактика - это её отсутствие. Ученик САМ стремится к знаниям так, что ничто не может ему помешать. Пусть гаснет свет - он будет читать при свечах".

И школы наши будут разными!

"Школа будущего: проблема личности XXI века"

Краевая научно-практическая конференция

 23-24 марта 2004 г. 


Комментарии


Добавить комментарий

Добавить комментарий
 authimage

© 2010 - Design by Клуб УГА (all rights reserved)