"Сегодня, когда все школы подключены к всемирной сети, делаются попытки административно блокировать доступ к определённым сайтам. Получается это плохо и, на мой взгляд, перспективы не имеет – всё равно дома или в любом другом месте никто виртуальных «замков» не ставит. «Замки» должны быть интеллектуальными, состоящими из целенаправленно сформированных потребностей и умений."
Полностью с Вами согласна. Я часто замечала при обучении взрослых(!!!), что наибольшая проблема для них при работе в сети Интернет - это рекамная информация, яркие анимированные баннеры. При этом дети, имеющие навык работы с медиатекстом, просто не замечают этот мусор. Поэтому нужны не замки, а целенаправленное обучение отбору информации. Нужно показывать обучающие и развивающие возможности сети. Природа не терпит пустоты. Ребенок (да и взрослый) забирается в ненужные дебри тогда, когда не знает, чем занять свое время. Есть выход в Интернет, нужно его как-то использовать, а как? Социальные сети, порносайты, он-лайн игры - от незнания других возможностей.


Преподавание истории и обществознания в новых информационных условиях

maruhin 09 Январь, 2011 18:20 02 Медиаобразование Постоянная ссылка

В армии всё точь-в-точь как у бойскаутов, но скауты находятся под присмотром взрослых.

Блейк Кларк, американский актёр

По моему глубокому убеждению, образование бывает сильным и слабым, а не сельским и городским. И так называемая «проблема сельских школ» есть результат стереотипов мышления прошлого. Почему?

В недавнем прошлом считалось, что город даёт гораздо большие возможности в получении разнообразной информации. Так ли это сегодня? По данным журнала «Медиаобразование» более 80% информации люди получают из различных медиаисточников: телевидение, радио, Интернет и т.д. Это открытые источники, они не имеют «прописки» и доступны из любой географической точки. Следовательно, сельская школа находится, по сути, в тех же информационных условиях, что и городская. Все ученики одиннадцатого класса нашей школы имеют дома компьютеры и большинство – доступ в Интернет.
Но! И это «но» равнозначно для всех: чтобы полноценно использовать широкий доступ к информации нужно уметь это делать. То есть:

  • знать, где искать;
  • уметь формулировать запрос;
  • уметь «фильтровать» источники;
  • уметь контактировать с другими субъектами информационного пространства;
  • уметь самому предоставлять информацию и т.д.

Моё выступление называется «Преподавание истории и обществознания…», но это только в силу того, что я являюсь учителем данной специальности. Убеждён, тема, о которой веду речь, актуальна для школы в целом, а не только для конкретного специалиста.

Роль учителя, на мой взгляд, однозначно должна быть не в предоставлении информации, а в помощи при изучении средств производства и потребления её. Попробую привести несколько примеров из собственной практики.

Я начал несколько лет назад с создания электронного учебного средства (ЭУС) по истории. На первом этапе учащимся предлагалось ЭУС, состоящее из оболочки, методического аппарата и контента (содержательного наполнения). Контент носит избыточный и разнообразный по типам информации характер: тексты, словари, документы, изображения и т.д.

Таким образом, если в младших классах развиты умения определять цели собственной деятельности и осуществлять рефлексию, то в старших можно сосредоточиться уже на формировании конкретных медиаумений. На первом этапе контент хотя и носит избыточный и разнообразный характер, но он отобран учителем и является, на сколько это возможно, достоверным. То есть нужно просто научиться избирать конкретное (необходимое) из многого, но относящегося к одной теме.

На втором этапе идёт работа с ЭУС, состоящим из оболочки, методического аппарата и энциклопедического контента (словари, справочники и энциклопедии). Вновь информация избыточна, но теперь она не отобрана учителем по конкретной теме – приходится отбирать самостоятельно ученику. Но всё-таки содержание остаётся «академическим» - научным и относительно достоверным, по крайней мере, особым сомнениям не подвергается.

На третьем этапе предполагается открытая работа с любыми источниками информации: печатные СМИ, телевидение, электронные источники (Интернет). И здесь уже необходимо использование, а для этого формирование различных медиаумений:

  • умения вычленять главное в информационном сообщении;
  • умения аргументировать собственное высказывание;
  • умения переводить вербальную информацию в визуальную знаковую;
  • умения находить одну и ту же информацию в разных источниках;
  • умения систематизировать предложенную информацию по заданным признакам;
  • умения критически подходить к использованию информации: «отфильтровывать» недостоверную, некачественную, а порой и откровенно провокационную информацию.

При изучении общественных дисциплин данные умения приобретают особую важность. Изучение истории, обществознания во многом субъективно, что поделать – самих себя ведь изучаем, поэтому иметь собственную позицию тем более непросто. Для этого нужно уметь критически относиться к информации. Да и проблема манипулирования сознанием с помощью массмедиа стоит весьма остро. И не только для неокрепшего сознания подростка, но и для любого взрослого.

Вообще, изучению (чтению) такого явления, как медиатекст (кино-теле-клиповый, интернетный, компьютерно-игровой) современная школа почему-то уделяет мало внимания. Хотя совершенно очевидно, что сегодня медиатекст значительно опережает печатный текст и по доступности, и по популярности, и по наполненности содержанием.

Сегодня, когда все школы подключены к всемирной сети, делаются попытки административно блокировать доступ к определённым сайтам. Получается это плохо и, на мой взгляд, перспективы не имеет – всё равно дома или в любом другом месте никто виртуальных «замков» не ставит. «Замки» должны быть интеллектуальными, состоящими из целенаправленно сформированных потребностей и умений.

Если учесть, что познание осуществляется по трём направлениям: познание внешнего мира, познание внутреннего мира и познание способов познания, - то описываемый мной подход имеет законное право на существование, ибо направлен как раз на формирование способов действий.

Данная методическая схема позволяет сформировать комплекс медиаумений, то есть «вооружить» учащегося инструментами «защиты и нападения» в современном информационном пространстве. И сельская школа, в силу своих особенностей, в данном деле, на мой взгляд, имеет немало преимуществ.
Небольшие по наполняемости классы позволяют учителю работать с учащимися практически индивидуально, что при работе с персональным компьютером более чем необходимо. Хорошее знание детей, близкое знакомство с их семьями и окружением (социум всё-таки ограничен – село), позволяет более эффективно реализовывать воспитывающий аспект образовательного процесса.

И если наши дети будут подготовлены к самостоятельным действиям в информационной среде без «присмотра взрослых», значит, эта самая инфосреда уже не будет чужой, враждебной. Её не нужно будет опасаться, она станет инструментом, а не явлением, которым пугают и которое необходимо административно блокировать.

"Сельская школа на пути модернизации"

Краевая научно-практическая конференция

2009 г. 


Комментарии

  1. "Сегодня, когда все школы подключены к всемирной сети, делаются попытки административно блокировать доступ к определённым сайтам. Получается это плохо и, на мой взгляд, перспективы не имеет – всё равно дома или в любом другом месте никто виртуальных «замков» не ставит. «Замки» должны быть интеллектуальными, состоящими из целенаправленно сформированных потребностей и умений."
    Полностью с Вами согласна. Я часто замечала при обучении взрослых(!!!), что наибольшая проблема для них при работе в сети Интернет - это рекамная информация, яркие анимированные баннеры. При этом дети, имеющие навык работы с медиатекстом, просто не замечают этот мусор. Поэтому нужны не замки, а целенаправленное обучение отбору информации. Нужно показывать обучающие и развивающие возможности сети. Природа не терпит пустоты. Ребенок (да и взрослый) забирается в ненужные дебри тогда, когда не знает, чем занять свое время. Есть выход в Интернет, нужно его как-то использовать, а как? Социальные сети, порносайты, он-лайн игры - от незнания других возможностей.

    zarechneva Написал(а) zarechneva — 12 ЯР2011, 18:28


Добавить комментарий

Добавить комментарий
 authimage

© 2010 - Design by Клуб УГА (all rights reserved)