Использование ИКТ при организации самостоятельной работы учащихся на уроках истории

morozova 14 Январь, 2011 17:09 Мои уроки Постоянная ссылка

Переход современного образования от знаниевой парадигмы к компетентностной ставит своей целью воспитание социально-компетентной личности, где среди прочих, особенно важными являются информационная и учебно-познавательная компетентность личности, успешно формировать которые позволяет метод самостоятельной работы с использованием ИКТ.Самостоятельная работа учащихся с использованием ИКТ, Интернет-технологий   – активный метод обучения, в процессе которого учащиеся по заданию преподавателя и под его руководством решают не только учебную задачу, но и получают необходимые навыки работы с компьютером, с  различной  информацией.Активность этого метода определена, прежде всего, целью, которая в самостоятельной деятельности осознается учеником, становится для него актуальной и значимой появляются  мотивы деятельности:  

·     потребность расширить свои знания, узнать новое;

·      овладеть умением работать с помощью компьютера;

·     желание проявить самостоятельность, выполнить задание без посторонней помощи;  

·     потребность проверить свои знания;

·     возможность публично представить результаты своей деятельности.

Своеобразие   самостоятельной работы с использованием ИКТ заключается в том, что его основу составляют действия, которые ученик выполняет без помощи преподавателя, он сам выбирает способы выполнения этих действий, совершает множество операций, контролирует и проверяет  их в соответствии с поставленной целью и учится находить, классифицировать, систематизировать и использовать информацию различного вида (текст, схема, таблица, иллюстрация, видео и т.д.)

Еще одной спецификой самостоятельной работы является самоконтроль.

Ожидаемые результаты работы не могут быть достигнуты, если ученик не контролирует свои действия (обращается к таблице, словарю, справочнику, образовательному электронному ресурсу: порталу, сайту и т.д.).  Таким образом, ученик сочетает исполнительные и контрольные действия.С действиями самоконтроля тесно связана третья составляющая самостоятельной работы учащихся с использованием ИКТ - оценочная деятельность,   формировать которую  необходимо на основе содержательных оценок преподавателя и коллективной оценочной деятельности всех учащихся в классе.

И, наконец, самостоятельная работа всегда завершается какими-либо результатами. Это не только  выполненные упражнения,  написанные сочинения, эссе,  заполненные таблицы,  подготовленные ответы на вопросы, но и мультимедийные проекты, презентации, фотоальбомы, электронные справочники, фильмы и другое. Поскольку к этим результатам ученик приходит самостоятельно, ценность и значимость их осознается острее по сравнению с теми, которые добываются в совместной деятельности ученика и учителя. В индивидуальных результатах всегда проявляется не только уровень знаний, но и самостоятельность ученика, индивидуальная манера его деятельности, творческий или стандартный подход к решению той или иной проблемы. Поэтому анализировать и оценивать необходимо не только знания, показанные учеником, но и саму деятельность, ее качество.

 При этом следует обратить особое внимание на самостоятельность ученика, которая проявляется в целеполагании, в мотивации, в действиях и в конечном результате деятельности.

Требования к организации самостоятельной работы учащихся с использованием ИКТ:

1. Наличие необходимых навыков работы с компьютером.

2. Наличие умений работы с Интернетом.

3. Наличие конкретной цели.

4. Наличие конкретного задания.

5. Четкая форма выражения результата самостоятельной работы.

6. Определение формы проверки самостоятельной работы.

7. Обязательность выполнения самостоятельной работы каждым учеником, получившим задание.

8. Содержание и методический аппарат заданий должны обеспечить познавательную деятельность на всех уровнях познавательной самостоятельности (репродуктивном, частично-поисковом, творческом).

9. Задания индивидуализировать для обеспечения успешного выполнения самостоятельной работы.

Важнейшим средством формирования у учащихся всех разновидностей познавательной деятельности является выполнение ими различных типов и видов самостоятельных работ. Необходимо отметить особую роль для развития личности учащихся тех видов самостоятельной работы, которые построены с учётом  возможности применения  компьютерных технологий.Существенное значение для формирования положительной мотивации и поддержания интереса к предмету имеют  самостоятельные задания в рамках применения проектной технологии.  Работа над проектами учащимися средних  классов осуществляется следующим образом. Прежде всего, учащимися определяется актуальная для них проблема, над которой в течение определенного времени, индивидуально или в группе, ребята будут работать.

На этом этапе учащиеся формируют умения выявлять проблемы в различных областях исторического знания.

·     Постановка задачи и составление плана работы развивает умение искать возможные пути решения выбранной проблемы, определять объекты исследования.

·     Выполнение данного проекта в соответствии с поставленными задачами. Здесь у учащихся развиваются умения выдвигать гипотезы, предположения, систематизировать и обобщать полученные данные, анализировать информацию, полученную из разных источников, исследовать исторические процессы, явления.

·     Подведение итогов работы. Этот этап дает возможность учителю выработать у ребят умения делать аргументированные выводы, обрабатывать данные экспериментальной и опытной работы, оформлять полученные результаты, научить решать познавательные и творческие задачи, работать в сотрудничестве.

·     Подготовка защиты работы. Ребята самостоятельно готовят презентацию проекта с использованием компьютера, мультимедийного оборудования.

·     Презентация проекта. Данный этап имеет цель: представить результат своей деятельности, довести до общественности проблему, способы ее решения, доказать правильность решений, что позволяет развивать умения у школьников владеть искусством и культурой коммуникации.

Для примера можно представить следующие проекты:

·     Историческая газета. Работа в Microsoft Word 2003 Microsoft Publisher

·     «Игры моей бабушки» .Работа в Microsoft Word 2003 и  Microsoft  Power Point 2003  

·     «Виртуальный музей». Работа в Microsoft Word 2003 и  Microsoft  Power Point 2003, www.100velikih.com и др.

·      «Заочное путешествие в Древнюю Грецию» Microsoft  Power Point 2003, www.greekroman.ru;

·     «Путешествие в Афины» Microsoft  Power Point 2003, ru.wikipedia.org;

·     «Древняя Спарта» Microsoft  Power Point 2003 www.hellados.ru;

·      «Семь чудес света» Movie Maker 2003 ru.wikipedia.org,  www.hellados.ru

.В 6 классе при изучении истории средних веков, дается задание, построить  мультимедийный макет средневекового замка, при выполнении которого, происходит приобщение учащихся к опытно-поисковой деятельности, формируется умение работать с информацией; при изучении истории России в 6 классе создаем проекты:

·    «Средневековая русская архитектура»  (Microsoft  Power Point 2003 www.allcastles.ru);  

·    «Музей царского быта» (Movie Maker 2003);

·    «Как это было» (Microsoft  Power Point 2003);

·    «Искусство древней Руси» (Microsoft Publisher 2003) и т. д.

В 7-8 классах задания для развития навыков самостоятельной работы разрабатываются на основе анализа различных документов и развития умения давать характеристику исторической личности или явлению, поэтому и задания учащиеся получают соответственные  – создание электронного  справочника «История России в датах», «История России в лицах», (Microsoft  Power Point 2003); проект «Великая десятка», учащимися разработана игра  «Исторический калейдоскоп» (Microsoft  Power Point 2003).В 9 классе в основном учимся сопоставлять и анализировать данные различных источников и формулировать собственные выводы, работать над рефератом, эссе и публично представлять результаты своей деятельности с помощью презентаций («Сергей Есенин -  поэт серебряного века» (Microsoft  Power Point 2003) , фотоальбомы «Зарубежная живопись», «Будни великой войны» (Movie Maker 2003) и другие. В ходе работы над самостоятельными заданиями учащиеся с 5 класса приобретают навыки по поиску информации в глобальной сети, учатся публично представлять результаты своей автономной деятельности.

Существенны преимущества использования компьютера при организации самостоятельной работы учащихся на уроках истории:

·    Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации.

·    Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности.

·    Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к  выполнению самостоятельной работы.

·    ИКТ вовлекают  учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности и развивают   самостоятельную творческую деятельность учащихся.

·    Использование ИКТ в организации самостоятельной работе увеличивает возможности постановки учебных заданий и управления процессом их выполнения.

·    Созданные учащимися  образовательные продукты дают  им возможность  наглядно представить результат своих действий.

Постепенно изменяется  содержание деятельности преподавателя; преподаватель перестает быть "репродуктором" знаний, становится создателем и разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую профессиональную активность, а с другой - требует высокого уровня технологической и методической подготовленности. Заключительным выводом является то, что самостоятельная работа с использованием ИКТ, Интернет-технологий – мощный стимул к учению, путь к осознанным знаниям и убеждениям. Различные виды  такой самостоятельной работы помогают интенсифицировать процесс обучения истории, успешнее решать задачи по активизации мыслительной деятельности учащихся по формированию у них творческого мышления. Самостоятельный творческий поиск  решения учебной проблемы позволяет ученику пережить радость успеха, поверить в свои силы, научиться преодолевать трудности. В рамках разработки какого-либо проекта перед учащимися ставятся проблемы, решение которых требует анализа и синтеза исторического материала и информации, полученной из других источников (Интернет, электронные справочники и пособия, научная литература и т.д.), что  в свою очередь способствует формированию социально-компетентной личности ребенка.

Литература:

1.       Национальная доктрина образования в Российской Федерации.

2.       Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

3.       Господарик Ю.П. Интернет на уроках истории // Преподавание истории  и обществознания в школе.- 2002.- №5.- С.31-38.

4.       Немов Р.С. «Психология», Москва, Просвещение 1995

5.       Митрофанов С. Использование компьютерных технологий в преподавании истории в школе // История.- 8-15 мая 2002.- №18.- С.9-11.

6.      WWW.IT-N.RU

7.      http://www.school.edu.ru

8.      www. mon. gov. ru.

9.      www . ed. gov. ru

Приложение

Краткое описание проекта «Виртуальный музей»для учащихся 5-9 классов 

В рамках проекта учащиеся 5-9 классов, выбрав определенный исторический период, страну, используя Интернет-ресурсы, дополнительную литературу, электронные пособия и справочники, должны составить описание музея,  который будет уместен в данной эпохе в выбранной стране (тематика музея, стиль, картины художников, мебель, предметы быта, посуда, ювелирные украшения и т.д.)

Цели и задачи

Цели:

1. Образовательная: расширение и углубление знаний в области культурного наследия различных стран, повышения уровня общего образованности за счет использования информации о культуре и быте в различных эпохах. 

2.Воспитательная: воспитание уважительного и бережного отношения к историческому и культурному наследию разных народов.

3. Развивающая: развитие интереса к культурно-художественному наследию различных эпох; получение навыков анализа литературы, Интернет-источников и т.д.

Задачи:

- знакомство с историко-культурной составляющей жизни выбранного периода, народа;

- отбор и систематизация материала, его реферирование;

- использование ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования;

- публичное представление результатов исследования.

Ожидаемые результаты:

Повышение заинтересованности учащихся к историко-культурному наследию различных эпох, народов, углубление знаний учащихся в области истории архитектуры, быта и искусства, повышение мотивации к изучению истории.

Требуемая IT подготовка

Навыки работы в Microsoft PowerPoint , Microsoft Word, Internet Explorer, программах для сканирования и обработки изображений. 

Алгоритм проведения проекта

1 этап – постановка проблемы.

Учащиеся выбирают эпоху и страну, в которой они хотят организовать виртуальный музей.

2 этап – уточнение направления исследования.

На данном этапе необходимо уточнить Интернет-ресурсы, которые будут использованы при разработке данного проекта, определить список дополнительной литературы, установить характер работы – групповой или индивидуальный, разработать  и уточнить критерии оценки проекта совместно с учащимися. 

3 этап – объединение и систематизация собранного материала. 

4 этап – оформление работы. Каждая группа или ученик должны представить готовый проект в виде мультимедийной презентации или в виде видеоролика, буклета

5 этап – представление результатов работы. Представление итогов работы может быть проведено  на школьной конференции, или непосредственно на учебном занятии. 

6 этап – подведение итогов. Рефлексия.

Критерии оценки

1.Полнота охвата всех заданных критериев (насколько глубоко проведено исследование)  

2.Аккуратность;

3.Соответствие исторической эпохе.

Определение возможности развития проекта учащимися.

Интернет-источники и электронные пособия:

  1. СД «История искусства», Кирилл и Мефодий 2003
  2. СД «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», Кирилл и Мефодий 2001.
  3. СД «Всеобщая история». Просвещение МЕДИА 2005.
  4. СД «История». Просвещение МЕДИА 2005
  5. www.allcastles.ru  
  6. www.alta-d.ru

 Краткое описание проекта «Великая десятка» 

Обучающий  проект для учащихся 6-8 классов по отечественной и всеобщей истории, позволит школьникам «заглянуть в глубь эпох» и выбрать «десятку» известнейших людей любого времени  и государства. 

Суть проекта заключается в создании цепи значимых исторических деятелей, внесших наибольший вклад в развитие своего государства.

Цели и задачи:

Образовательная: расширение и углубление знаний в области персональной истории, их актуализация и систематизация.

Воспитательная: воспитание уважительного и бережного отношения к историческому и культурному наследию различных эпох и народов.

Развивающая: развитие интереса к изучению истории; формирование навыков анализа литературы, Интернет-источников и т.д. 

Задачи:

Познавательные: знакомство с историей человечества, персонификация истории.

Общеучебные:отбор и систематизация материала, его реферирование; использование ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования; публичное представление результатов исследования.

Ожидаемые результаты: 

В качестве «готового продукта» ожидается сообщение, оформленное в виде мультимедийного ресурса, содержащее описание деятельности десяти великих людей выбранной эпохи, с обязательным уточнением значимости исторического деятеля и указанием использованных ресурсов.

Требуемая IT подготовка:Навыки работы в Microsoft PowerPoint , Microsoft Word, Internet Explorer, программах для сканирования и обработки изображений. 

Алгоритм проведения проекта

1 этап – постановка проблемы. Школьники выбирают персоналию исторического деятеля с которого они хотели бы начать построение цепочки великих людей.

2 этап – уточнение направления исследования. Преподаватель уточняет направления исследования. Под его руководством определяется круг источников информации, на основе которых будет проходить исследование. На этом же этапе рекомендуется определить сферу деятельности, за которую отвечает каждый участник проекта; временные рамки выполнения работы. Если проект носит индивидуальный характер – необходимо уточнить последовательность действий учащегося. Характер ученической работы подразумевает исследование литературы, Интернет-ресурсов и т.д.; подбор иллюстративного материала, его оформление.

3 этап – объединение и систематизация собранного материала.

4 этап – оформление работы - мультимедийной презентации, с помощью которой будет происходить представление результатов работы.

5 этап – представление результата работы.

6 этап – подведение итогов.

Рефлексия.

Критерии оценки

Критериями оценки проведенной работы (несомненно, с учетом возрастных особенностей) могут быть: 

  • достижение цели проекта;
  • успешность построения  цепочки  великих людей, с обозначением их значимости;
  • достоверность использованной информации;
  • полнота информации;
  • общее впечатление от оформления.

Возможность развития проекта

Особенностью проекта может стать  возможность его дополнения в зависимости от подключения новых проектных групп, последовательное накопление результатов и, соответственно, создание своеобразной электронной энциклопедии проекта. 

Интернет-источники, электронные пособия:

  1. СД «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2001.
  2. СД «Всеобщая история». Просвещение МЕДИА 2005.
  3. СД «История». Просвещение МЕДИА 2005
  4. СД «Россия на рубеже третьего тысячелетия» Республиканский мультимедиа центр 2003.
  5. www.100velikih.com  
  6. www. KM. ru


Комментарии


Добавить комментарий

Добавить комментарий
 authimage

© 2010 - Design by Клуб УГА (all rights reserved)