Программа курса по выбору "История и личность"

morozova 13 Январь, 2011 22:59 Внеклассная работа Постоянная ссылка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса по выбору «История и личность» предназначена для изучения учащимися 9 классов. Курс рассчитан на 16 часов и развивает содержание базового курса истории России. Изучение истории развития российской цивилизации, роли в ней личности позволяет по-новому поставить и разрешить проблемы обучения и воспитания, сформировать у учащихся высокие гражданские и патриотические чувства, ощущения своей принадлежности к великой и сложной культуре, занимающей большое место в мировой истории. Особенно это актуально в современное время: время возрождения России.

Цель курса «История и личность » – создание условий для расширения знаний учащихся о роли личности в истории. В настоящее время это имеет большое значение. Движение современного общества вперед требует от подрастающего поколения инициативности, умения самостоятельно принимать решения, активной жизненной позиции. На примере исторических деятелей учащиеся могут формировать в себе необходимые качества личности. Задачи курса: 1) развивать гражданственность учащихся, приучая их к диалогическому многомерному восприятию общественной деятельности, сбалансированному подходу к достоинствам и недостаткам исторических личностей, государства, общества; 2) формировать устойчивый интерес к историческому прошлому; 4) развивать умения самостоятельно приобретать и применять на практике полученные знания; творческие способности; 5) формировать и развивать коммуникативные навыки, которые способствуют умению работать в группе, вести дискуссию, диалог. Технология учебно-познавательной работы при изучении курса отличается от работы в обязательных курсах, так как направлена на формирование позитивной мотивации с учетом возрастных особенностей учащихся, а также индивидуальных черт и свойств. Особое место здесь отводится внутрипредметным связям, нацеленным на просвещение учащихся, высказывание личностных оценок, практическому применению полученных знаний. Иными словами, ориентирует учащихся на творческий характер обучения. В процессе изучения курса происходит формирование общеучебных умений и навыков: – анализ и сопоставление фактов; – работа с учебной, научно-популярной и художественной литературой; – анализ документов; – оформление сообщений и рефератов. Содержание программы предоставляет возможность, помимо формирования общеучебных умений, на основе специфического исторического материала развивать у учащихся специальные предметные умения и навыки: – определять достоверность исторических фактов; – устанавливать последовательность, синхронность исторических событий; – сравнивать предлагаемые исторические события, исторические личности, анализировать, оценивать, выявляя сходства и различия; – высказывать суждения об изученном материале, версиях, существующих в различных источниках по поводу исторических событий, фактов, личностей. Методика работы со старшеклассниками предполагает в проведении курса по выбору следующие формы и приемы: – лекции с последующим опросом; – лекции с обсуждением документов; – беседы; – семинары; – практические работы; – «мозговой штурм»; – викторины. Чтобы оценить образовательную деятельность учащихся, важно формировать собственное отношение к оценке персонажей и фактов. Курс позволяет использовать новые, но уже достаточно популярные формы проверки знаний – тесты, решение исторических задач, а также деформированные тексты, тексты с ошибками и т. д. По окончании изучения курса по выбору учащиеся должны: – соотносить единичные факты и общие явления и процессы; – называть характерные, существенные черты минувших событий и исторических личностей; – сравнивать исторические события и исторических деятелей; – излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий и личностей; – объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории; излагать оценки событий и личностей; – сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, выявлять сходства и отличия; – определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории, их оценку. Образовательными продуктами, которые должны будут выполнить учащиеся по окончании курса, могут быть рефераты, творческие проекты, исследовательские проекты.

 Примерная тематика работ:

1. Женщины- реформаторы в истории России.

2. Миниэнциклопедия «Великие люди российской истории»

3. П. А. Столыпин – реформатор и человек.

 4. Последний реформатор Российской Империи.

 5. Политические реформы девятнадцатого века.

6. Петр Великий и история России.

Темы могут варьироваться по желанию учащихся. Дидактические условия для реализации: Занятия по изучению курса по выбору «История и личность» проводится в кабинете истории, используется оборудование: комплекты настенных карт, атласов по истории России, иллюстративный, справочный материал, научную и методическую литературу, дидактический и раздаточный материал, аудио- и видеоаппаратуру и информационные средства обучения. (Атласы: «Россия с древнейших времен до XIX в.», «Россия в XIX в.», «Россия в XX в.»; карты: «Россия в XVII в.», «Российская империя во второй половине XIX в.» и др.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КУРСА

 Введение. Знакомство со структурой курса (1 час). Структура курса, его особенности. Необходимость и актуальность изучения истории. Роль личности в историческом процессе. Реформы и реформаторы, их роль в развитии государства.

Тема 1. Российское реформаторство (2 часа). Лекция «Российское реформаторство». Семинар «Реформы и реформаторы». Что такое реформа? Кого мы назовем реформатором? Реформа и революция, сравнительный анализ. Положительные и отрицательные стороны реформ. Проведение реформы «сверху». Роль реформаторов в развитии российского государства.

Тема 2. Первые отечественные реформаторы и их преобразования (2 часа). Практическое занятие «Что такое реформа?». Первые русские реформаторы: княгиня Ольга и Владимир Святославович. Их роль в развитии русского государства. Административно-финансовая реформа княгини Ольги. Крещение Руси – коренное преобразование русской истории.

Тема 3. Иван Грозный (2 часа). Лекция «Реформы XVI века: Избранная рада и Иван Грозный» Семинар «Иван Грозный: человек и правитель». Причины проведения реформ в XVI веке. Реформаторская деятельность Избранной рады. Роль протопопа Сильвестра, Алексея Адашева, Андрея Курбского в деятельности Избранной рады. Иван Грозный и его преобразования. Опричнина: причины ее возникновения и результаты.

Тема 4. Петр I (2 часа). Практическое занятие «Петр I: тиран или…». Причины проведения реформ в начале XVIII в. Цели реформаторской деятельности Петра I. Какой хотел видеть страну великий реформатор. Методы достижения цели. Петр I: человек и правитель. Итоги реформаторской деятельности Петра I.

Тема 5. «Александр II: великие реформы» (2 часа). Практическое занятие «Великие реформы». Личность Александра II. Причины проведения реформ во второй половине XIX в. Цели и методы проведения реформ второй половины XIX в. Особенности подготовки и проведения крестьянской реформы. Значение реформ Александра II.

Тема 6. Последний реформатор Российской империи (1 час). Лекция «П. А. Столыпин – последний реформатор Российской империи». Личность П. А. Столыпина – последнего реформатора Российской империи. Деятельность П. А. Столыпина. Аграрная реформа: содержание и осуществление. Итоги реформаторской деятельности П. А. Столыпина. Викторина: Интеллектуальный лабиринт (2 часа). Актуализация знаний учащихся по изученным вопросам. Групповая работа – развитие коммуникативных навыков. Итоговое занятие: История в лицах (2 часа). Защита рефератов, творческих работ учащихся.

Литература для учащихся.

1. Аверх, А. Я. Столыпин и судьбы реформ в России. – М., 1991.

2. Анисимов, Е. В. Время петровских реформ. – Л., 1989.

3. Захарова, Л. Г. Александр II // Вопросы истории. – 1992. – № 6–7.

 4. История. Тренировочные задания повышенной сложности для подготовки к единому государственному экзамену: работа с историческими документами / авт.-сост. Н. А. Григорьева, Н. И. Чеботарева. – Волгоград: Учитель, 2004.

5. История. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену // сост. Л. Н. Алексашкина и др. – М.: Интеллект-Центр, 2004.

6. Князьков, С. Из прошлого русской земли: время Петра Великого. – Репринт. изд. – М., 1991.

7. Кобрин, В. Б. Иван Грозный. – М., 1989.

8. Литвак, Б. Г. Переворот 1891 г. в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. – М., 1991.

9. Павленко, Н. И. Петр Великий. – М., 1990.

10. Школьная энциклопедия «Руссика». История России. XVIII– XIX вв. – М.: Олма-Пресс Образование, 2003.

Литература для преподавателя

1. Аверх, А. Я. Столыпин и судьбы реформ в России. – М., 1991.

2. Анисимов, Е. В. Время петровских реформ. – Л., 1989.

3. Журнал «Преподавание истории в школе». – 1997. – № 1; 2000. – № 4

4. Захарова, Л. Г. Александр II // Вопросы истории. – 1992. – № 6–7.

5. История. Тренировочные задания повышенной сложности для подготовки к единому государственному экзамену: работа с историческими документами / авт.-сост. Н. А. Григорьева, Н. И. Чеботарева. – Волгоград: Учитель, 2004.

6. История. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену // сост. Л. Н. Алексашкина и др. – М.: Интеллект-Центр, 2004.

7. Князьков, С. Из прошлого русской земли: время Петра Великого. – Репринт. изд. – М., 1991.

8. Кобрин, В. Б. Иван Грозный. – М., 1989.

9. Литвак, Б. Г. Переворот 1891 г. в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. – М., 1991.

10. Лютых, А. А., Скобелкин, О. В., Тонких, В. А. История России: курс лекций. – Воронеж: Информатор, 1993.

11. Павленко, Н. И. Петр Великий. – М., 1990.

12. Соловьев С. М. Чтения и рассказы по истории России. М., 1990.

13. Троицкий, Н. А. Россия в XIX веке: курс лекций. – М.: Высшая школа, 1999. 14. Школьная энциклопедия «Руссика». История России. XVIII– XIX вв. – М.: Олма-Пресс Образование, 2003.


Комментарии


Добавить комментарий

Добавить комментарий
 authimage

© 2010 - Design by Клуб УГА (all rights reserved)