Ученическое самоуправление как метод формирования здорового образа жизни

morozova 14 Январь, 2011 14:29 Здоровье учащихся Постоянная ссылка

 Развитие ученического самоуправления в современной школе определяется целями образования и воспитания личности, предложенными «Законом РФ об образовании» «Концепцией модернизации российского образования до 2010года», а так же классическими и современными научными исследованиями (И. П. Иванов, А. С. Макаренко, Б. З. Вульфов, О. С. Гозман, А. В. Иванов и др.).    

   

В условиях общеобразовательной школы это своего рода поиск новых творческих подходов к процессу воспитания, к формированию определенных потенциалов личности, создание условий для самореализации и саморазвития ребенка.

 Приоритет коммерческих, рыночных отношений в обществе, снижение культурного уровня населения, засилье массовой культуры, которая пропагандирует негативные явления в обществе (преступность, наркомания, алкоголизм среди детей и подростков, ослабление внимания к физическому, психическому здоровью), остро определяет проблему создания специфических органов самоуправления, их ценностных ориентаций. Поэтому в 2002 году педагогическим коллективом школы было принято решение о создании в рамках школьного самоуправления ученического Центра Здоровья, позволяющего успешно решать задачи, связанные с сохранением и развитием здоровья школьников, с формированием здорового образа жизни, так как эти направления являются основными в воспитательной системе школы. Формирование здорового образа жизни в нашей школе выстраивается в двух уровнях:- через ученический Центр Здоровья - через  педагогический коллектив школы.Основная цель организации работы Центра Здоровья – создание среды для осознания потребности школьниками быть здоровыми, приобретение личностного опыта в  процессе практической деятельности по формированию ЗОЖ.Метод ученического  самоуправления предусматривает вовлечение учащихся школы в работу по формированию здорового образа жизни, создание активной группы ребят, способной реально осуществлять процесс организации и управления деятельностью.

Организуя работу Центра Здоровья, мы опирались на следующие принципы: системности,  планомерности, реальной самостоятельности, общественной значимости, педагогического руководства, предметности деятельности.

Основные положения об ученическом Центре Здоровья

1.  Центр Здоровья создается из числа учащихся 5-11 классов на основе демократических выборов.

2.  Центр Здоровья организует предвыборную кампанию и выборы координатора, который руководит деятельностью Центра.

3.  Центр Здоровья планирует, организует, анализирует деятельность школы по формированию ЗОЖ.

4.  Центр Здоровья отчитывается о своей работе на общем ученическом собрании.

5.  Центр Здоровья осуществляет связь с классными руководителями, валеологом, заместителем директора по воспитательной работе, с общественными организациями, образовательными учреждениями.

6.  Центр Здоровья в своей деятельности руководствуется Уставом школы, Программой и Уставом ДПО «Алые паруса».

Структура и распределение обязанностей в Центре Здоровья

Возглавляет  Центр Здоровья Координатор, под его руководством находятся:-

 научно-исследовательский отдел – занимается исследовательской деятельностью по проблемам сохранения здоровья (доклады, сообщения, проекты и т. д.);

- информационно-аналитический отдел – организует выпуск газеты «Если хочешь быть здоров», листков здоровья, проводит социологические опросы, оказывает помощь в проведении мониторингов, диагностик, информирует о работе Центра;

- спортивно-досуговый отдел – организует спортивные мероприятия, праздники, походы, игры, вовлекает ребят в спортивные кружки, секции, группы ЛФК;

-оздоровительно-профилактический отдел – способствует приобщению школьников к ЗОЖ, возглавляет борьбу с вредными привычками, занимается профилактикой наркомании, употребления алкоголя, СПИДа и т. д.

Основная деятельность ученического Центра Здоровья

- активно пропагандирует здоровый образ жизни;

- способствует приобщению учащихся к здоровому образу жизни;

- организует борьбу с вредными привычками;

- выпускает газету «Если хочешь быть здоров»;

- разрабатывает и проводит спортивные соревнования, игры, походы;

- оказывает поддержку в проведении ежегодных межшкольных Олимпийских Игр;- совместно с классными руководителями разрабатывает тематику «Школы Здоровья»;

- планирует и проводит общешкольные  Дни Здоровья;

- помогает в  проведении диагностик, социологических опросов, анкетирования;- принимает участие в исследовательской деятельности научного общества учащихся (проектирование,  доклады, сообщения, рефераты);-

 контролирует проведение дежурным классом рейдов по санитарному состоянию кабинетов, внешнему виду учащихся и т.д.

Факторы, положительно влияющие на формирование ЗОЖ через ученический Центр Здоровья:

-целенаправленность и целесообразность;

- конкретность действий, их практическая направленность;

- сотрудничество с другими органами ученического самоуправления;

- самостоятельность в деятельности принятии и выполнении решений;

- взаимосвязь Центра Здоровья с педагогическим коллективом школы;-

 педагогическое обеспечение деятельности  Центра Здоровья;

- высокий творческий потенциал актива Центра Здоровья;

- ответственная зависимость в процессе сотрудничества;-

 учеба Центра Здоровья;- желание ребят заниматься данной работой; 

- понимание учащимися важности проблемы здорового образа жизни.

Самоуправление предполагает, что  учащиеся могут самостоятельно осуществлять деятельность, включая постановку целей, планирование, организацию, анализ, построение перспектив. Однако эта деятельность должна носить воспитывающий и развивающий характер. Для этого необходима помощь взрослого куратора центра. В нашей школе этой работой занимается валеолог, роль которого заключается в том, чтобы создать условия для развития творческой инициативы, проявления желания самим подготовить и провести творческие дала по формированию здорового образа жизни, значимые и для них и для других. Анализируя работу ученического Центра Здоровья на протяжении последних нескольких лет можно констатировать, что  Центр Здоровья способствует личностному росту учащихся, развитию их ответственности за свое здоровье, формированию мотивации на здоровый образ жизни, вырабатывает готовность участвовать в различных проектах, а так же адаптирует  подростков к непрерывно меняющимся условиям жизни. Современная школа, по мнению А. В. Иванова, должна создавать субъективную реальность, где жизнедеятельность учащихся проходит в лучших условиях (чем в жизни общества), где закладывается ценностное отношение к себе, к обществу, своему здоровью. Тогда личность, обладающая физическим, психологическим, нравственным потенциалом,   будет способна преодолевать сложности в реальной жизни.  Мир детства, он не такой простой, как нам иногда кажется. В нем есть свои проблемы, нерешенные вопросы, именно такие, которые могут решить сами дети. Ученический Центр Здоровья – это не игра во взрослых, это стремление школьников как можно лучше подготовить себя к решению будущих жизненных проблем, это совместный поиск новых форм, средств формирования ЗОЖ, сохранения и развития здоровья. 

                         


Комментарии


Добавить комментарий

Добавить комментарий
 authimage

© 2010 - Design by Клуб УГА (all rights reserved)