Система работы сельской школы по сохраненияю и укреплению здоровья школьников

morozova 14 Январь, 2011 14:51 Здоровье учащихся Постоянная ссылка

 

Комплексный проект модернизации образования определил важнейшую задачу деятельности педагогических коллективов: достижение современного качества образования. Неотъемлемой частью этого  процесса является и сохранение здоровья участников образовательного сообщества. Так как справедливым считается  утверждение: здоровый ученик - успешный ученик.

В многочисленных исследованиях педагогов, психологов, медиков показано исключительное влияние негативной современной школьной среды на состояние здоровья детей и подростков. В последнее годы увеличилось число школ с углубленным изучением отдельных предметов, в обычных школах,  в связи с переходом к профильному обучению, появилось много новых дисциплин, значительно увеличился объем информации, резко возросли интенсивность, эмоциональность учебного процесса. Все это приводит к снижению двигательной активности, сокращению времени сна, отдыха,  что отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье учащихся. По данным Министерства здравоохранения около 90% учащихся школ имеют те или иные отклонения в здоровье.  Конкретно по нашей школе эта цифра составляет  46%.

На современном этапе в качестве одного из основных приоритетов образовательной политики нашей школы  выдвинута всесторонняя забота о сохранности жизни учащихся, обеспечение образовательных условий, способствующих развитию и сохранению их физического, психического и нравственного здоровья.

  Эти задачи реализуются через внедрение в образовательный процесс программы «Оздоровительная модель Мирной средней школы», что позволяет создать  комплексную систему работы по сохранению и укреплению здоровья школьников, основанную на системном подходе, когда обновляются все компоненты педагогической системы в их взаимосвязи.

 Сложившаяся инновационная  система работы Школы Здоровья включает следующие компоненты: управление, образовательная среда, социум.

В процессе деятельности разработана система управления современной сельской Школой Здоровья.

Данное инновационное управление выполняет следующие функции:

1. Информационно-аналитическая.

 Для ее реализации в школе организована психолго-валеологическая служба. Проводится ежегодный мониторинг здоровья учащихся и здоровьесберегающей среды в школе. Результаты мониторинга доступны Совету Учреждения, администрации школы, коллективу учителей, а главное, ученикам и их родителям. На основе данных мониторинга,  разрабатываются программы курсов по формированию индивидуальной культуры здоровья школьников – педагогический проект «Школа здоровья», элективный курс «Основы правильного питания», курсы по выбору «Школа первой помощи», «Экология человека». Реализуются авторские программы, направленные на оздоровление детей и подростков – «ЛФК», «Ритмика и танец», «Аэробика», «Подвижные игры».

2. Мотивационно-целевая функция управления заключается в определении и корректировке целей программы здоровья, мотивации субъектов образовательного процесса на принятие целей и достижений. Реализация этой функции осуществляется такими формами работы, как курсовая подготовка педагогов, семинары, педагогические советы, заседание Совета Учреждения, общешкольные родительские собрания, на которых рассматриваются вопросы сохранения здоровья учителей и учащихся. Создана творческая группа педагогов – экспериментаторов. Важное направление в работе -  это стимулирование деятельности учителей, поэтому в коллективный договор внесены изменения в раздел «Система мер морального и материального поощрения».

 Создаются условия для диссеминации передового опыта учителей на муниципальном, региональном и федеральном уровне (участие педагогов в краевых научно-практических конференциях, краевых и общероссийских образовательных выставках, публикации педагогов).

С 2003 года школа является участником регионального проекта «Образовательная сеть «Школы здоровья Алтайского края», что позволяет использовать опыт школ, работающих в проекте.

 На базе школы открыта районная методическая площадка по внедрению здоровьесберегающих технологий. В 2008 году  проведена научно-практическую конференцию Восточного образовательного округа «Роль школы в формировании здорового поколения XXI века». По итогам работы которой издан одноименный сборник  материалов.

3. Планово-прогностическая функция реализуется через программу развития школы до 2010 года, составляющими которой являются программы: «Школа – территория здоровья», «Азбука семейного воспитания», «Информатизация школы», «Одаренные дети». Осуществляется проектирование и контроль здоровьесберегающего аспекта в образовании школы.

4. Организационно-исполнительская функция позволила перераспределить функциональные обязанности администрации. Создана и функционирует психолого-валеологическая служба. В штатное расписание введены новые единицы: валеолог, психолог, социальный педагог, медсестра, учитель ритмики, руководители кружковой работы. Итогом большой работы школы является победа в конкурсе образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы.

Оборудованы новые современные кабинеты: информатики, истории и начальных классов, кабинет психолога.  Во всех учебных кабинетах рабочее место  учителя оснащено персональным компьютером. Приобретено современное оборудование для кабинета музыки, комплект музыкальных инструментов для ВИА.

 Для решения проблемы гиподинамии введены в 1- 4 классах уроки аэробики, подвижных игр, 1-7 классах – уроки ритмики, в 1-11 классах динамические часы. Спортивный зал школы постоянно пополняется инвентарем.  Подписаны договоры о сотрудничестве со спортивными школами районного центра и города Барнаула. Результаты работы: многочисленные победы школьной футбольной команды и победа хоккейной команды в чемпионате Алтайского края Школьная столовая оснащена современным технологическим оборудованием, мебелью. Организовано горячее питание, соответствующее нормам Санпина. Средняя стоимость обеда составляет 12-15трублей, что достигается благодаря удешевлению питания. Не смотря на то, что более 50% семей учащихся официально признаны малообеспеченными, охват горячим питанием составляет 100% в начальной школе и 82 % среди учащихся средних и старших классов. Школа стала победителем районного конкурса «Лучший школьный обед».

5. Контрольно- диагностическая функция осуществляется за счет сочетания общественного и административного контроля, самоанализа и самоконтроля работы учреждения, на основе следующих форм и видов: тестирование, анкетирование, наблюдение, анализ и самоанализ урока с позиции здоровьесбережения, ведение паспортов здоровья учащихся и т.д.

6. Регуляционно-коррекционная функция управления строится на основе диагностики, регулирования и корректировки рабочих планов и программ с тем, чтобы учащиеся освоили знания о здоровье, о здоровом образе жизни, которые являются основой осознанного здоровьесберегающего поведения.

 Следующим компонентом комплексной системы является формирование здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении, которому способствуют основные направления программы «Оздоровительная модель Мирной средней школы»:

 Мониторинг

- комплексная оценка состояния здоровья, физического развития учащихся;

- мониторинг здоровьесберегающей среды;

- выявление преморбидных состояний и организация коррекционной работы.

Формирование навыков здорового образа жизни

- формирование негативного отношения к вредным привычкам;

- разработка и проведение уроков здоровья, тематических классных часов(1-11 кл.), внедрение в образовательный процесс программ «Полезные привычки», «Полезные навыки», «Твой выбор», «Разговор о правильном питании», «Здоровье»;

- организация внеклассной и внеурочной работы (День здоровья-1 раз в месяц, кружки, секции, спортивные праздники, военно-спортивные игры, походы);

-оздоровительные мероприятия (закаливающие процедуры, витаминотерапия,   аромотерапия, различные виды гимнастик, точечный массаж).

Консультационная работа:

-создание творческого коллектива учителей;

-валеологическое воспитание родителей (родительские собрания, конференции, лектории)

-координация совместной работы семьи и школы по формированию и сохранению здоровья ребенка.

4. Валеологизация учебно-воспитательного процесса:

-психолого-педагогическая оценка готовности к обучению учащихся;

-изучение индивидуальных и личностных психофизиологических особенностей учащихся с целью дифференциации учебно-воспитательного процесса;

-анализ и оценка адаптации учащихся к учебным нагрузкам;

-контроль над функциональным состоянием учащихся в динамике учебного дня, недели, четверти, года в целях предупреждения переутомления;

-личностно-ориентированное обучение (создание разнообразных стартовых условий и методов обучения для развития каждой личности);

-валеологически целесообразная организация урока, эго этапов,  компонентов;

- валеологически целесообразное структурирование учебного пространства;

-двигательная активность детей в процессе обучения;

-введение здоровьесберегающих технологий и методов обучения;

-формирование у педагогов потребности в изменении школьных стереотипов взаимоотношений с учащимися и процесса обучения в соответствии с валеокультурой.

В ходе реализации программы Здоровья с 2002 по 2008 год была создана здоровьесберегающая образовательная среда, способствующая не только сохранению, но и развитию здоровья, обеспечивающая высокий потенциал творческого роста учащихся.

Большую роль для реализации системы работы по здоровьесбережению играет такой компонент, как социум.На современном этапе развития образования становится ясным, что заказ общества  - это здоровый и успешный выпускник. Для достижения этой цели налажены взаимоотношения с внешними учреждениями, образовательными центрами в  области охраны здоровья.

Инновационные изменения в деятельности образовательного учреждения  позволят в полной мере реализовать основные  направления  Регионального проекта модернизации образования перейти школе на новую ступень развития.

   

Комментарии


Добавить комментарий

Добавить комментарий
 authimage

© 2010 - Design by Клуб УГА (all rights reserved)