"Здоровье" - приоритетеное направление в деятельности классного руководителя

morozova 15 Январь, 2011 22:33 Классное руководство, Здоровье учащихся Постоянная ссылка
Одной из актуальных задач системы образования в современных условиях остается сохранение здоровья подрастающего поколения.  В  «Программе развития и воспитания детей и учащейся молодежи в системе образования Алтайского края на 2006 – 2010 годы» воспитание культуры здоровья (физического, психического и социального) определено как приоритетное.   И это обосновано. Результаты многочисленных исследований констатируют, что более 90% современных детей школьного возраста имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.  Из них 50% приходится на функциональные изменения органов  и систем, то есть те, которые появляются при возникновении неблагоприятных факторов, по мере устранения этих факторов исчезают. Около 40% - на хронические заболевания, то есть те, которые наследуются, либо возникают в раннем детстве, либо из функциональных нарушений переходят в хронические заболевания.   Одной из самых важных воспитательных задач педагогического коллектива школы в целом и, прежде всего, классного руководителя, является формирование, укрепление и развитие здоровья школьников. Задача классного руководителя в этом аспекте – стать организатором, координатором совместной деятельности детей, родителей, педагогов-предметников, медиков, которая  бы помогала каждому ребенку осознать здоровье – как ценность, выбрать здоровый образ жизни. Очень важно, чтобы эта работа не была фрагментарной, а носила системный характер.В нашей школе такую систему  работы позволяет выстроить наличие общешкольной программы «Оздоровительная модель Мирной средней школы».Целью этой программы является создание валеологической образовательной среды, способствующей сохранению и развитию здоровья, формирующей способность к здравотворчеству и обеспечивающей высокий потенциал творческих способностей каждого. В этом направлении предусмотрены общешкольные, классные  мероприятия, сконцентрированные на формирование потребности здорового образа жизни  у учащихся.Таким образом, классному руководителю необходимо выбрать интересные формы и эффективные методики, которые подходят именно его ученикам, ближе их  индивидуальным и возрастным особенностям.Успешность реализации Программы во многом зависит от того, насколько развита и стабильна система взаимодействия классного руководителя с администрацией, родителями, предметниками и другими участниками образовательного процесса в решении задач данного направления. В настоящее время она достаточно стабильна и имеет тенденцию к развитию в плане поиска новых интересных форм сотрудничества. Представленные элементы занимают особое место в системе взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса по формированию здорового образа жизни у учащихся. Во взаимосвязи элементы системы взаимодействия можно выделить следующие действия:- участие в тематических классных мероприятиях;- проведение спортивных мероприятий для учащихся и родителей;- привлечение учащихся к занятиям в спортивных секциях;- консультации классных руководителей по вопросам, связанным с -безопасной жизнедеятельностью детей, возможностям каждого конкретного ребенка;- консультации учителей по вопросам межличностных отношений, их личных качеств;- организация и проведение занятий школы Здоровья и школы первой помощи;- консультации родителей по вопросам ЗОЖ и т. д.Для того чтобы весь комплекс действий оказался результативным, необходим подбор таких форм и методов, которые бы вызывали подлинный интерес детей, несли полезные теоретические знания, давали практические умения и навыки. В нашей школе одним из самых востребованных детьми общешкольных мероприятий, в организации которого принимают участие классные руководители, учителя ОБЖ и физкультуры, родители, является туристический поход «Экологической тропой». Такие конкурсы как разведение костра,  оказание первой медицинской помощи, обустройство стоянки, зеленая аптека дают возможность ребятам реализовать свои знания и умения на практике.Еще одна форма традиционного общешкольного оздоровительного мероприятия – это «Малые олимпийские игры». Их организаторами являются классные руководители, учителя физкультуры, валеолог.Также традиционно проходят в школе спортивные соревнования по футболу, волейболу, баскетболу, лыжным гонкам. И здесь вдохновителями и  организаторами являются классные руководители, так необходимо организовать класс, смотивировать их на участие. Не забываем и старые, но хорошо зарекомендовавшие себя военно-патриотические игры «Зарница» (5-11 кл.) и «Зарничка» (1-4 кл.), «Молодецкие забавы» (5-8 классы), в которых учащиеся отрабатывают на практике полученные, знания и умения на занятиях  школы Здоровья. Интересно в школе организовываются дни здоровья. Уже апробированы различные формы организации деятельности в этот день. Это  «Веселые эстафеты», спортивные  соревнования,  творческие выступления каждого классного коллектива,  выпуск газет, плакатов,  проведение тематических дискотек, круглых столов, конференций, презентаций проектов с тематикой ЗОЖ. В результате разносторонней совместной деятельности по формированию здорового образа жизни по данным анкетирования «Ценностные ориентации» 73% опрошенных учащихся на первое место по ценности ставят здоровье. Подтверждает этот выбор и стабильно высокий процент занятости учащихся школы в спортивных секциях, кружках дополнительного образования самой различной направленности. Гордостью школы являются хоккейная команда школы «Мир», победители различных районных и краевых соревнований и хореографический ансамбль «Рябинушка», без которого не обходится ни одно мероприятие в школе и районе. Для того чтобы эти коллективы были стабильными, не мало сил прикладывают классные руководители.Результатов позволяет достичь еще и тот факт, что на протяжении нескольких лет (2002год) ведется мониторинг здоровья. Каждый классный руководитель ежегодно заполняет лист здоровья и руководствуется его данными во всех своих действиях, ведется  паспорт здоровья учащихся, в котором отображаются все проблемы ребенка, связанные с его  здоровьем.Переоценить роль классного руководителя в деле сохранения и развития здоровья учащихся очень сложно. Если теоретические положения о той или иной составляющей здорового образа жизни можно найти в специализированной литературе, то четкого алгоритма деятельности классного руководителя в рамках данного направления  не встречалось, вследствие этого, в работе представлена памятка, в которой мы попытались отразить необходимые действия классного руководителя по реализации направления «Здоровье». Памятка  «Деятельность классного руководителя по направлению «Здоровье» Задача: защита, сохранение и развитие здоровья ученика (физическое, психическое и социальное здоровье).  Основные действия классного руководителя по направлению «Здоровье» 
  1. Сотрудничает с медицинским персоналом школы, ФАПа, ЦРБ для изучения и последующей коррекции с их помощью физического здоровья учащихся;
  2. Сотрудничает с родителями учеников и консультирует учителей-предметников;
  3. Использует в работе диагностические методы исследования для возможной организации коррекции здоровья детей в учебной и во внеучебной деятельности;
  4. Организует просветительскую работу с учащимися по сохранению, развитию и коррекции здоровья через систему воспитательных мероприятий как внутри школы, так и вне ее (Дни здоровья, Школа Здоровья, конкурсы, фестивали, выпуски плакатов, газет и т. д);
  5. Организует работу по формированию правильного отношения учащихся к урокам физической культуры, к занятиям спортом (пропуски уроков физкультуры, спортивная  форма и т. д.);
  6. Формирует у учащихся личностный рост (корректирует мнение о себе и о своем здоровье).

 Функции классного руководителя по направлению «Здоровье» 1. Изучение физического и психологического здоровья учащихся (особенностей развития детей на различных возрастных этапах, отклонения в здоровье, их влияние на учебную деятельность ученика и его личностное развитие, причины детских недомоганий) и разработка совместно с администрацией школы программ  «Здоровье». 2. Изучение различных методик диагностики перегрузки учащихся в учебной деятельности и их влияние на здоровье.3. Подготовка диагностических материалов по проблеме для обсуждения на педагогических консилиумах и административных советах (санитарно-гигиенические требования к уроку, дозировка классных и домашних заданий, количество времени на выполнение домашних заданий).4. Проведение совместно с медицинскими работниками школы и социально-психологической службой просвещения учащихся класса в области личной гигиены, антиалкогольной и антиникотиновой пропаганды, разъяснения последствий наркомании и СПИДа для человеческого организма.5. Проведение профилактической работы по предупреждению несчастных случаев, по развитию умений и навыков в экстремальных ситуациях.6. Организация активных форм развития и сохранения физического здоровья детей (соревнования, экскурсии, походы, спортивные праздники, олимпийские игры и т. д.), которые могут стать в классе традиционными.

7.  Организует проектную социально-значимую деятельность учащихся по проблемам здорового образа жизни.

8. Тесное сотрудничество с учителями физической культуры и привлечение их к участию в тематических консультациях для детей и родителей по проблеме сохранения физического здоровья детей.

9. Сотрудничество с внешкольными учреждениями по предупреждению детского нездоровья (медицинскими учреждениями; спортивными клубами; секциями; психологическими центрами и т. д.).  Что должен контролировать классный руководитель 

  1. Пропуски занятий в школе, их причины и длительность.
  2. Причины и длительность пропусков уроков физкультуры.
  3. Степень взаимодействия учащихся с другими преподавателями школы.
  4. Состояние психологического климата в коллективе.
  5. Включенность  в деятельность класса детей с ослабленным здоровьем, с недостатками физического и функционального развития; сформированность вокруг них благоприятного психологического климата.
  6. Уровень знаний учащихся в области ЗОЖ.
  7. Степень вовлеченности учеников класса в опасные для здоровья формы поведения (курение, употребление алкоголя, токсических и наркотических веществ).
  8. Социально-бытовые условия жизни учащихся и доступность для него необходимых средств оздоровления, если они требуются.
  9. Активность родителей в оздоровлении своих детей, особенно при наличии медицинских показаний.
  10. Осведомленность родителей по результатам медицинского осмотра.

     


Комментарии


Добавить комментарий

Добавить комментарий
 authimage

© 2010 - Design by Клуб УГА (all rights reserved)