НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

morozova 31 Январь, 2011 22:12 Родительское собрание Постоянная ссылка

С тех пор как существует семья, главной заботой человека является воспитание детей. Семья изменяется вместе с развитием общества, она болеет теми же болезнями и достигает тех же успехов, что и общество.

Каковы же насущные проблемы семьи сегодня? Это, прежде всего, нравственная позиция родителей, взаимоотношения родителей и детей, совместная деятельность всех членов семьи. От того как сформированы названные категории в современных семьях засвистит, что возьмут наши дети  в будущее: внешнее преклонение перед культом вещей и денег или внутреннюю духовную культуру.

К сожалению, сегодня не всем понятно, что в ребенке самым важным является воспитание чувств, умения не только брать, но и отдавать, развивать бескорыстие, доброту, умение испытывать радость от того, что сделал кому-то хорошее, доброе дело[1, 4].  Нельзя не согласиться со словами великого педагога В. Сухомлинского: «Тонкость ощущения человека, эмоциональная восприимчивость, впечатлительность, чуткость, сопереживание, проникновение в духовный мир другого человека – все это постигается, прежде всего, в семье» [3, 65]

Семья для ребенка становится  первым социальным миром, и понятно, что начало будущего человека закладывается  именно здесь. Наиболее близким, дорогим существом для ребенка является мать. Мать это не только тепло, уют, внимание. Это мир любви, добра ласки, это мир первых жизненных уроков.

Материнской школой назвал Ян Амос Коменский ту последовательность  и сумму знаний, которые получает ребенок в кругу семьи, в первое семилетие жизни, из рук и уст матери. Но мне кажется, что этим понятием можно обозначить  целую человеческую жизнь, непрерывный курс обучения, который преподают всегда верящие в нас неустанные наставники – материнское сердце, разум, слово.

Их уроки  не имеют расписания, перемен, выходных и  каникул. И никакая программа, никакие стандарты самого нового поколения не охватят, не опишут всего, чему учит нас материнская школа. Первыми уроками, полученными из рук и уст матери, несомненно, становятся уроки любви, добра, сострадания, понимания и  ответственности.

Трудно уложить материнские действия в педагогические средства, методы и формы. Но все прочитанные книги, спетые песенки, выученные поговорки и игры -  все это материнская педагогика, во всем народная наука жизни и воспитания

И жаль, что часто этой всеохватывающей педагогики мы  не замечаем в гонке за материальным благополучием, за обеспечением ребенка всем необходимым. Существует огромное количество советов родителям, прочитано множество лекций о том, как воспитывать детей, как вырастить их достойными людьми.

Но не следует забывать слова   Оскара Уайльда: «Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми». В этом хорошим помощником родителям могут стать народные игры.

 Роль игры  в детском возрасте трудно переоценить. Это естественное состояние ребенка. Многие игры незаслуженно забыты, хотя имеют многовековую историю. Они передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции, поэтому ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный духовный настрой, формируют добрые отношения между родителями и детьми.

Играть родители с детьми могут дома, на прогулке, во время  поездки. И не важно, сколько в вашей семье детей, важно, что вы  вместе, что заняты очень важным делом -  вы играете, а значит, воспитываете, формируете личность своего ребенка. Предлагаем несколько игр из сборника М.Ф. Литвиновой «Русские народные подвижные игры»[2, 60].

Молчанка

Пред началом игры играющие хором произносят:

Первенчики, червенчики,

Зазвенели бубенчики.

По свежей росе,

По чужой полосе.

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок.

Молчок!

После слова «Молчок!» все должны замолчать. Ведущий старается играющих рассмешить движениями, смешными словами. Если кто-то засмеялся или сказал слово, то отдает ведущему фант. В конце игры дети свои фанты выкупают: поют песни, танцуют, читают стихи и .т.д.

Соломинка

Соломинки рассыпаются на столе, участники игры по очереди выбирают их, но так, чтобы рядом лежащие соломинки не сдвинулись с места. Если игрок , неосторожно выбирая соломинку, пошевелил соседнюю, он выходит из игры. Кто взял больше всех соломинок, тот и выиграл.

Камешки

Дети и родители готовят по 5 мелких гладких камешков, величиной с лесной орех.  Условием игры является выполнение особых фигур: «жары», «верты», «мостик» и другие. Эти игры увлекательны и полезны, воспитывают внимание, сосредоточенность, находчивость, развивают ловкость рук и пальцев, точную координацию движений, а так же позволяют взрослым общаться с детьми на равных.

Жары

Пять камешков игрок берет в руку, один подбрасывает вверх, а четыре рассыпает по столу. Брошенный камень ловит и снова бросает вверх, И пока он летит, нужно успеть прикоснуться к лежащим камешкам. Камешки, которых коснулся игрок, откладываются в сторону.

Верты

Та же самая игра, только камешки, лежащие на столе, нужно успеть перевернуть.

Мостик

Кладут четыре камешка в ряд на столе близко друг к другу. Пятый подкидывают вверх, быстро берут со стола четыре к5амешка, ловят пятый.

Чет и нечет

Один из играющих берет в горсть несколько камешков, бросает их вверх и ловит их тыльной стороной руки, прикрывая другой, и спрашивает: «Чет или нечет» . Кто не угадал, выходит из игры.

В чем же польза игр?

Первый и самый главный плюс – общение. Общение детей друг с другом, общение детей и родителей. В отличие от компьютерных игр в эти игры в одиночку не поиграешь. Если ребенок играет с папой и мамой, он может объяснить правила, посоветовать что-то, то есть побыть старшим и взрослым, что в обычной жизни ему удается крайне редко.

Второй плюс – формирование умения договориться, ведь необходимо вспомнить правила, установить очередность и т.д.

Третий плюс – решение конфликтной ситуации. Возможно, кто-то сделал неправильный ход или сжульничал. Ребенок получает важную науку, которая в игре усваивается легко, между делом.

Четвертый плюс – умение достойно проигрывать. Победитель, как правило, один, зато остальные получают  значимый урок.

Таким образом, совместные игры родителей и детей воспитывают в ребенке важные качества, стороны личности, которые так необходимы в современном обществе.  

Список литературы:

1.      Зягик Л.В. Куликова Т.А. «Воспитателю о работе с детьми», Москва «Просвещение», 1995

2.      Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры» Москва «Просвещение», 1996

3.      Родчанин Е.Г. Зязюн И.А. «Гуманист, мыслитель, педагог», Москва» Педагогика», 1991


Комментарии

  1. Занимательные игры, представленные педагогом для рассмотрения на родительском собрании, прекрасно решают задачи формирования родительской компетентности в вопросах организации детско-родительского взаимодействия.
    Актуально и увлекательно. спасибо за идеи!

    Написал(а) Наталья — 02 ФР2011, 20:36

  2. Спасибо!

    Написал(а) Ирина Морозова — 02 ФР2011, 21:30

  3. Ирина Александровна! Спасибо за интересные и нужные материалы вашего портфолио! Наполнение Вашей странички ценно! Вы молодец! Желаю удачи на конкурсе! Вам все по плечу!

    Написал(а) Людмила Кондрашова — 08 ФР2011, 22:52

  4. Спасибо за поддержку!

    Написал(а) Ирина Морозова — 11 ФР2011, 07:14

  5. Мне очень импонируют Ваши материалы, которые формируют отношения между школьникками, между детьми и родителями. Это очень важно и актуально на современном этапе, у вас все доступно, увлекательно и интересно. Спасибо за идеи, которые заслуживают, на мой взгляд, широкого освещения.

    Написал(а) Надежда — 16 ФР2011, 19:36

  6. Здравствуйте! Я тут подумала и решила оставить здесь отзыв о Фатиме Евглевской. Эта чудесная женщина с сайта: http://fatimagiya.ru/ , сохранила мою семью силой своего дара, когда уже даже надежды не было за плату по результату. Она вернула мне и надежду, и мужа, и отношения наши восстановила. Так все хорошо у нас, не на что жаловаться. Спасибо большое, Фатима, за любовь, в которой я живу.

    Написал(а) Dana — 23 ÐÐ 2014, 18:31


Добавить комментарий

Добавить комментарий
 authimage

© 2010 - Design by Клуб УГА (all rights reserved)