План работы методического объединения учителей истории обществознания на 2015-2016 учебный год

reshetova2016 20 Январь, 2016 15:39 Методическое объединение Постоянная ссылка

План работы методического объединения учителей истории обществознания на 2015-2016 учебный год

Тема: Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках истории, обществознания через использование инновационных технологий.

Планируемая работа

Дата проведения

Место проведения

1

Планирование работы на год

28.08.2015

БСШ

2

Работа над рабочими программами по предмету

сентябрь

Все школы

3

Школьные предметные олимпиады по предмету

октябрь

БСШ, ВАСШ, ХСШ, НСШ, ВОСШ, ПСШ, АСШ, УАСШ

4

Районные предметные олимпиады

ноябрь

БСШ, ВАСШ

5

 Семинар « Реализация ФГОСООО"

20 января

БСШ время проведения 10 часов

6

Семинар " Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ" по истории и обществознанию

17 февраля

ВАСШ 10 часов

7

Конкурс проектно- исследовательских работ, посвященный году литературы

Март

Все школы

8

Подведение итогов методического объединения

20 апреля

Все школы

Руководитель РМО: Решетова Марина Владимировна.


Урок обществознания в 5 классе «Возрасты нашей жизни»

reshetova2016 20 Январь, 2016 15:38 Урок обществознания в 5 классе «Возрасты нашеи? жизни» Постоянная ссылка

Урок обществознания в 5 классе

«Возрасты нашей жизни»

Класс: 5

Тема: Возрасты нашей жизни.

Тип урока: урок изучения нового материала с элементами исследования.

Цель: сформировать представление о возрастных этапах жизни человека.

Задачи:

1.Обучающая – познакомить с понятиями возрастной статус, возрастная роль; определить особенности каждой возрастной группы, выяснить причины старения человечества.

2.Развивающая – развивать логику мышления, навыки работы в группах, познавательный интерес к изучаемой теме урока.

3.Воспитательная – воспитывать уважение к каждому возрастному этапу жизни человека.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание важности каждого возрастного этапа в жизни человека; воспитание нравственных качеств.

Предметные: знать основные возрастные ступени жизни человека, называть возможности и ограничения каждого возраста, понимать связь возраста с возрастной ролью и статусом.

Метапредметные:

-уметь работать в группе

- находить необходимую информацию из разных источников

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей

Основные понятия: возрастные ступени, возрастной статус, возрастная роль, поколение.

Оборудование: учебник для 5 класса Кравченко А. И. Обществознание, карточки с заданиями, презентация.

Опережающее задание: подготовить сообщения «Продолжительность жизни человека в разные исторические эпохи», «Долгожители».

План:

1.Человечество стареет

2.Этапы жизни человека

3.Возраст и социальные отношения

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Мотивация и целеполагание.

Слово учителя. Жизнь человека сложная и интересная. Многие изменения в ней связаны с возрастом, а своего возраста человек не чувствует. В своём жизненном пути человек проходит несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности. Чем дольше живёт человек, тем больше успевает сделать.

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?

Учащиеся высказывают свои предположения.

Учитель объявляет тему и цель урока.

III. Введение в новый материал:

1. Человечество стареет.

Слово учителя. Важным показателем, характеризующим жизнь человека, является ее продолжительность. Статистика показывает, что в разные исторические эпохи продолжительность жизни была различна.

Так, например, средняя продолжительность жизни в Древности около 20-30 лет, а к началу XX столетия – 50 лет.

Задание: выяснить причины продолжительности жизни в разные эпохи?

Заслушиваются сообщения учащихся.

Первый учащийся делает сообщение о продолжительности жизни в разные исторические эпохи.

Второй учащийся делает сообщение о долгожителях.

Далее организуется беседа по вопросам.

Вопросы:

1. Какова средняя продолжительность жизни в разные эпохи?

2. Сколько в среднем живёт человек в современном обществе?

3 Кто такие долгожители?

4. Почему в наше время продолжительность жизни увеличилась? Назовите причины?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

2. Этапы жизни человека.

Слово учителя. Человек в своей жизни проходит несколько возрастных ступеней, каждая из которых имеет свои границы:

Детство (до 11-12 лет)

Подростковый возраст (11-15 лет)

Юность (15-30 лет)

Зрелость (30-60 лет)

Пожилой возраст (60-80 лет)

Старость (80 – лет и старше)

Задание: рассмотрите иллюстрацию в учебнике на странице 79. Назовите представители каких возрастов жизни человека изображены.

Учащиеся отвечают на вопросы

Слово учителя. Отличительной чертой всего человечества является уважение к возрасту.

Задание: подумайте, за что уважают следующие возрастные состояния.

Учащимся предлагается схема на доске, которую необходимо завершить.

Уважение к возрасту

Дети        Взрослые       Старики

_________ __________ _________

2. Возраст и социальные отношения.

Слово учителя. Человеческое общество устроено достаточно мудро, и на каждом этапе оно открывает человеку новые возможности, виды труда, деятельности и роли.

Задание: определить в каком возрасте человеку доступны перечисленные возможности.

Раздаются карточки с заданиями (приложение 1 )

Используя собственные знания, и текст учебника учащиеся выполняют задание.

Слово учителя. Все люди одного возраста, живущие в одну и ту же историческую эпоху, называются поколением. Вы, ваши бабушки и дедушки, родители – это люди разных поколений.

Вопрос: как вы считаете, чем отличаются люди разных поколений?

Учащиеся отвечают.

Задание: Работа с рубрикой «Советуем запомнить». Познакомится с понятиями «возрастной статус» и «возрастная роль».

Обсуждают и составляют логические цепочки.

Возраст ?? права и обязанности ?? возрастной статус

Возраст ?? определённая модель поведения ?? возрастная роль

Рассматривают на конкретных примерах.

Вопрос: как вы считаете, в каком возрасте человеку доступно большее число занятий?

Учащиеся отвечают.

Слово учителя. Каждый возраст по- своему уникален и незаменим. Он решает свои задачи, те, что не способен выполнить другой, пусть более зрелый возраст.

Задание по группам. Каждая группа изучает определённый возрастной этап жизни человека.

Группа первая. Изучить возможности и ограничения детства.

Группа вторая. Изучить возможности и ограничения подросткового периода.

Группа третья. Изучить возможности и ограничения юности

Группа четвёртая: Изучить возможности и ограничения зрелости

Группа пятая: Изучить возможности и ограничения пожилого возраста.

Группа шестая: Изучить возможности и ограничения старости.

Каждая группа представляет отчёт об изучении определённого возрастного этапа.

IV. Подведение итогов урока.

Слово учителя. Жизнь человека можно разделить на две половины. Первая половина – период накопления жизненных сил и энергии, вторая - период её потребления.

В каждом возрасте у человека свой возрастной статус и роли.

Закончите предложения:

1.В жизни человека выделяют возрастных этапов …. ( 6 )

2.Возраст пятиклассника относится к ……..( младшему подростковому периоду)

3. Каждый возраст по-своему …… (хорош)

V. Рефлексия

V. Домашнее задание - § 11, выполнить практикум № 2, 4

Приложение 1

Задание на соответствие.

Соотнесите возраст человека и доступные возможности.

 

Возраст

Доступные возможности

6 лет

Получить паспорт

14 лет

Получать пенсию

18 лет

Поступить в школу

55-60 лет

Служить в армии

Список использованной литературы:

Кравченко А. И. Обществознание: учебник 5 класса общеобразовательных учреждений /А.И.Кравченко. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013 – (ФГОС. Инновационная школа).

Приложение №1

 


Сценарий классного часа «Толерантность»

reshetova2016 20 Январь, 2016 15:35 Сценарий классного часа «Толерантность» Постоянная ссылка

Сценарий классного часа «Толерантность»

 

Цель: формирования толерантного сознания учащихся.

Задачи:

знакомство с основными понятиями и принципами толерантности;

развитие навыков толерантного общения;

создание условий для процесса осознания значимости своей личности.

 

Предварительная подготовка.

Учитель: подбирает теоретический материал.

 

Оформления класса: проектор, компьютер, парты расставлены по группам, тема написана на доске, доска пока закрыта, у каждого учащегося на столах есть  для проведения занятия, альбомы, карандаши,  на полу в центре класса нарисован большой круг.

 

Ход классного часа:

1.     Мотивация познавательной деятельности (рисунок-человек»).

 

-Посмотрите на рисунки.  Что вы можете сказать, глядя на них ? Почему?

- Как вы думаете, чему будет посвящен наш классный час?  (угадывание темы)

Итак, тема нашего классного часа – терпимость к непохожим на нас людям (открываем доску с записанной заранее темой).

2.     Личностное целеполагание. Что вы знаете о данной теме?Проблема во взаимоотношениях существуют и в нашем классе, и в нашей школе, и в нашем родном поселке. И дело здесь не только и не столько в различии людей по национальным признакам, но и в различии внешности, темперамента, взглядов на жизнь. Мы все разные, непохожие друг на друга, но разве это повод для конфликтов?

3.     (СЛАЙД 1)

Узнать, что такое толерантность;

 

Узнать мнение одноклассников о терпимости и доброте к чужим людям;

Показать своим одноклассникам свои знания по этой проблеме;

Найти пути решения проблемы толерантности в нашем классе;

4.      – работа в группах . Ситуации о толерантности.

4. Спасибо. А теперь давайте поиграем. Я приглашаю в свой круг тех людей, которые чем-то на меня похожи, следующий приглашает в круг еще кого-нибудь, кто чем-то на него похож и так далее.  Я приглашаю тебя в свой круг, потому что у нас одинаковый цвет волос. (в итоге все должны оказаться в кругу). Смысл игры понятен?

 

И в заключении классного часа хочу прочитать стихотворение Бориса Заходера «Про всех на свете»

Все–все,
Все на свете,
На свете нужны,
И Мошки
Не меньше нужны,
чем Слоны.

Нельзя обойтись без чудищ
нелепых
И даже без хищников, –
Злых и свирепых.

Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мед
И кто делает яд.

Плохие дела
У Кошки без Мышки,
У Мышки без Кошки
Не лучше делишки!

И если мы с кем–то
Не очень дружны,
Мы все–таки очень
Друг другу нужны!

А если нам кто–нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!

 

 


Давайте поблагодарим друг друга за работу-похлопаем.


Методическая разработка урока по обществознанию в 5 классе по теме: «Забота и воспитание в семье»

reshetova2016 20 Январь, 2016 15:19 Методическая разработка урока по обществознанию в 5 классе по теме: «Забота и воспитание в семье» Постоянная ссылка

МБОУ «Верх-Ануйская общеобразовательная средняя (полная) школа»

Быстроистокского района, Алтайского края

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка урока

по обществознанию в 5 классе по теме:                  

     «Забота и воспитание в семье»

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор:                                                                                                               учитель истории и обществознания                                                                   Решетова Марина Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2015 г.

Урок обществознания в 5 классе

Тема: Забота и воспитание в семье.

Цели и задачи:

познакомить учащихся с системами воспитания в разных странах;

объяснить, как родители приучают детей к дисциплине и послушанию, обучают элементарным навыкам повседневной жизни;

подчеркнуть первостепенность в процессе воспитания духовного развития человека;

познакомить с понятием воспитание и забота

Планируемые результаты:

учащиеся научатся сравнивать разные системы воспитания, определять значение семейного воспитания;

отличать настоящую заботу от их баловства;

перечислять, что входит в трудовое воспитание в семье;

овладеют принципом работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы;

научатся участвовать в эвристической беседе, дискуссии;

работать с документами, выполнять проблемные задания;

применять навыки работы в группе.

Формируемые УУД:

Метапредметные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; находить и формулировать учебную проблему;

Личностные: формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, мультимедийная презентация.

Ход урока:

I.                   Организационный момент

II.                Мотивационно-целевой этап.

Как-то в одно селение пришёл и остался там жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие. 

Однажды родители не выдержали и пришли к нему:

— Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки всё равно ломаются, и дети плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно.

— Пройдёт совсем немного лет, — улыбнулся старец, — и кто-то подарит им своё сердце. Может быть, это научит их обращаться с таким бесценным даром хоть немного аккуратней?

Вопросы к классу

- О чем притча?

-В чем ее смысл?

-Какое отношение она имеет к нашему уроку?

(Ответы учеников)

Тема нашего урока: «Забота и воспитание в семье».

-Предположите, о чем пойдет речь на уроке?

-На какие вопросы нам предстоит ответить?

(ответы учеников)

План урока

1.Воспитание у разных народов.

2.Значение семейной заботы и воспитания.

III.Введение в новый материал.

Главное в любой семье-это добрые,  нежные отношения между ее членами, любовь, забота, проявление внимания, теплота, понимание, терпимость. Однако верно сказано, что «любовь-это вам не просто так. Ею заниматься надо!». На протяжении всей своей семейной жизни членам семьи постоянно приходится решать одну и туже проблему- вновь и вновь выстраивать добрые, нежные отношения друг с другом, преодолевая всевозможные проявления враждебности ( и даже ненависти) , безразличия, невнимания, холодности, нетерпимости, непонимания. А для этого надо знать, что такое воспитание и забота о детях. Познакомимся с этими понятиями поближе на нашем уроке.

IV. Работа по теме урока.

1.Воспитание у разных народов.

- Какая ассоциация у вас возникает при слове «воспитание»?

(Ответы учеников.)

Задание: сравните ваши представления об этом понятии с тем определением, которое дают ему обществоведы. Для этого внимательно изучите и прокомментируйте рубрику «Советуем запомнить!».

(Проверка выполнения задания и составление схемы.)

Нравственные ценности

 

Нужные правила

 

С целью привить ему

 

Направленный процесс влияния одного человека на другого

Воспитание

 

 

 

-Найдите главные слова в данном определении.

-Как вы думаете, почему главным в воспитании является духовное развитие?

-В чем оно выражается?

(Ответы учеников.)

Человек существо социальное. Определяющее значение в его развитии играет общество, в первую очередь семья и родители. В разные времена детей воспитывали неодинаково.

Задание: сравните воспитание детей у древних спартанцев с тем, как воспитывают современных детей. При ответе используйте знания, которые вы получили при изучении истории Древнего мира.

(Проверка выполнения задания.)

В наши дни в разных странах детей воспитывают по-разному.

Предлагаю убедиться в этом, отправившись в путешествие

Задание для первой группы: совершите путешествие в Германию и познакомьтесь с системой воспитания в этой стране, выделяя сильные и слабые стороны.

Задание для второй группы: совершите путешествие во Францию и познакомьтесь с системой воспитания в этой стране, выделяя сильные и слабые стороны.

Задание для третьей группы: совершите путешествие в Америку и познакомьтесь с системой воспитания в этой стране, выделяя сильные и слабые стороны.

Задание для четвертой группы: совершите путешествие в Японию и познакомьтесь с системой воспитания в этой стране, выделяя сильные и слабые стороны.

 

Дополнительный материал

для первой группы

Немецкое воспитание.

Немцы в основном создают семью до тридцати лет, но не торопятся заводить детей. Не спешат, как правило, женщины. И причин поступать именно так у них более чем достаточно:

• к тридцати годам многие женщины только начинают делать первые уверенные шаги в карьере;

• они не могут рассчитывать на бескорыстную помощь бабушек и дедушек;

• услуги няни дороги;

• детских садов в Германии очень мало и работают они только до полудня.

Как результат, в Германии один из самых низких уровней рождаемости в Европе. Но зато немецкие мужья, которым приходится подолгу ждать появления на свет наследников, становятся очень хорошими отцами.

Если супруги все-таки решили, что у них будет ребенок, то можно не сомневаться: к его появлению они отнесутся со всей серьезностью:

• обязательно начнут подыскивать квартиру с большей жилой площадью;

Нередко няня приступает к своим обязанностям, когда малышу исполняется месяц. Это означает, что мама решила не бросать работу надолго (хотя рабочее место сохраняется за ней в течение трех лет). В Германии семьи живут довольно обособленно, мало общаются с соседями, со знакомыми, не приглашают в гости (за редким исключением), практически отсутствуют друзья. Поэтому, если родители нанимают няню или репетитора детям, требования к работнику очень строгие.

Но в любом случае все дети в Германии до трех лет — домашние. Ребенок постарше, как считают родители, обязательно должен общаться со своими сверстниками, поэтому раз в неделю его водят в так называемую игровую группу, а позднее — в детский сад. Удивительно, но для немецких мам чуть ли не единственное, что определяет готовность ребенка к школе, — это нормальные взаимоотношения со сверстниками.

Дошкольное обучение в Германии не очень популярно. «Ребенка будут учить в школе», — считают немецкие родите­ли. «Игровая группа», в которую приводят ребенка на несколько часов в день, вовсе не возможность для мамы отдохнуть от малыша. Дети в них проводят время в присутствии мам или нянь. Последние обычно пьют чай, угощают друг друга домашними пирогами и ведут долгие беседы, пока дошкольники получают свою порцию общения, играют.

Детский сад в Германии — что-то вроде клуба для маленьких, который открывается рано утром и перестает работать самое позднее в 2 часа дня. В саду дети не обедают. Считается, что такой важный ритуал должен проходить только дома, иначе ребенок может почувствовать себя оторванным от семьи. Мама играет главную роль в процессе воспитания и уходе за ребенком, в крайнем случае няня. Детский сад стоит на втором месте, но его значение несопоставимо с ролью матери.

В Германии дети (и в 8 лет тоже) вообще не смотрят телевизор, потому что дома либо его нет, либо родители включают только тогда, когда дети спят, так как немцы твердо придерживаются правила: чем дольше ребенок не смотрит телевизор, тем лучше для его здоровья. Несмотря на то что имеются детские каналы, лишь некоторые родители позволяют детям смотреть телевизор 15—30 минут в день. В кинотеатр стараются с детьми не ходить. В соответствии с вышесказанным дети практически целый день дома: играют в игрушки, рисуют, занимаются музыкой или в кружках (в спортивных секциях).

В Германии, как и в любой европейской стране, государство очень серьезно и ответственно подходит к вопросу о защите прав детей. Дети знают о своих правах. Этому учат уже в саду. Поэтому многое родителям не дозволено. Например, детей нельзя бить, обижать, наказывать, нельзя на них кричать.

 

Дополнительный материал

для второй группы

Воспитание по-французски.

Домашнее воспитание во Франции популярностью не пользуется. Француженки не сидят с детьми дома, они предпочитают работать и делают это по многим причинам. 
Во-первых, жизнь во Франции очень дорогая, и чтобы обеспечить своего ребенка, мать очень рано после его рождения выходит на работу. Отпуск по уходу за ребенком - шесть недель до и десять недель после рождения малыша - предоставляется женщине, которая хотя бы два года до родов отработала на своем предприятии. 
Во-вторых, французские мамы опасаются, что за время вынужденного простоя в работе они потеряют квалификацию и потом никуда не смогут устроиться. 
Помимо этого большинство французских матерей уверены в том, что ранняя социализация малыша - помещение его в коллектив, обучение общению с другими людьми - пойдет только на пользу, потому что в коллективе ребенок развивается гораздо лучше, там за компанию с друзьями он начинает играть, читать, рисовать, кроме того, он рано понимает, что такое дисциплина и как важно быть дисциплинированным, быстрее осваивает необходимые в быту навыки: как обращаться со столовыми приборами, как самостоятельно одеваться и раздеваться, завязывать шнурки, пользоваться туалетом и т.д. Французские дети настолько естественно воспринимают то, что их мамы работают, что неработающая женщина вполне может услышать от своего ребенка вопрос: "Мама, ты не работаешь, потому что больна?" 
Интересная бытовая деталь: во многих государственных детских садах и досуговых центрах детей, у которых мамы не работают, не допускают в столовую и они должны ходить обедать домой. Это очень неудобно для ребенка, который не имеет возможности пообедать вместе со своими друзьями и должен очень торопиться, чтобы успеть сбегать домой и обратно. 

Французская мама не выходит на работу чаще всего в тех случаях, когда в семье появляется второй ребенок и особенно, когда рождается третий. Тогда женщина заботится о малышах сама. Занятия с малышами французских мам мало чем отличаются от занятий с малышами русских женщин: они вместе с ребенком разглядывают картинки в книжках, показывают предметы и объясняют, как они называются и для чего служат, играют в кубики, собирают пирамидки, смотрят мультфильмы. 
Телесные наказания детей всегда были огромной редкостью во Франции. Обычно провинившихся наказывали, лишая его какого-нибудь развлечения или лакомства. Наградой считалась отмена наказания или денежное поощрение. У каждого ребенка имелась своя копилка, куда малыш складывал подаренные ему деньги. 
Бабушки и дедушки принимают мало участия в воспитании внуков, привлекать их к этому во Франции не принято. Бабушка или дедушка может иногда погулять с малышом, отвезти его в кружок или секцию. Кстати, кружков для детей во Франции очень много, как и различных ассоциаций, которые занимаются с малышами, и стоит это сравнительно недорого.

 

 

Дополнительный материал

для третьей группы

Американское воспитание.

 Средние американцы, у которых нет в запасе достаточного количества семейных накоплений, наиважнейшим пунктом своей взрослой жизни считают получение хорошей работы. Есть работа — есть деньги, возможность спокойно жить, купить дом в хорошем районе, путешествовать.

Молодые люди, получив высшее образование, не спешат вступать в брак. Только к 30 годам, если настойчиво идти к своей цели, можно получить приличную работу, заплатить первый взнос за дом и  подумать о семье, ребенке. Причем совсем не обязательно устраивать свадьбу. Гражданские браки очень распространены в Америке, многие пары оформля­ют свои отношения после рождения нескольких общих детей.

Решившись стать родителями, американцы рожают двоих-троих детей подряд, считая, что одному малышу трудно расти среди взрослых. По их мнению, детей-погодков растить гораздо легче: у них одинаковые интересы, да и все возрастные трудности родителям переживать легче, когда детей несколько. Американские мамы не спешат отдавать своих крох в дошкольные учреждения, предпочитая заниматься воспитанием ребенка самостоятельно. В Америке считается, что, отдавая ребенка в детский сад или ясли, родители тем самым лишают его детства.

Одной из черт американского стиля жизни можно назвать привычку всюду брать с собой детей, даже грудных. Если молодым родителям захотелось отдохнуть, провести вечер с друзьями, а ребенка не с кем оставить, они отправятся на вечеринку вместе с ним. Дети ведут себя вполне естественно: спят, сидят на руках, иногда плачут. Но никого вокруг это не удивляет и тем более не раздражает. Во всех общественных заведениях есть места, где можно переодеть и покормить малыша, а во многих ресторанах его могут даже развлечь, предложить цветные мелки и листы бумаги.

Впрочем, оставлять детей дома многие просто не имеют возможности. Привыкшие с 17 лет жить отдельно от родителей, американцы не могут рассчитывать на помощь бабушек и дедушек. Да это и не принято. А платить няне 5 долларов в час (средний заработок американцев составляет 8—12 долларов в час) довольно трудно.

Другой причиной, по которой американцы предпочитают не расставаться с детьми в свободное время, является безопасность. Киднепинг — очень распространенное в США явление. В некоторых штатах действует закон, запрещающий оставлять ребенка до 12 лет одного на улице и даже дома.

Послушания детей в Америке добиваются за счет внушения.

Американская система воспитания может подготовить обществу творческих личностей, способных мыслить нестандартно. Но в то же время данная система зачастую не способна воспитать послушных работников, непреклонно следующих приказам начальника.

 

 

Дополнительный материал

для четвертой группы

Японское воспитание
Европейцы часто удивляются, как японцы балуют детей и практически не делают им замечаний. Японцы никогда не бьют и даже не ругают своих детей. До 5 лет ребенку позволено делать все, что ему захочется.
Японская семья делится о том, как им удается сохранять «спартанское спокойствие», в то время как в душе, наверняка, бушует желание «двинуть как следует». Ответ оказался удивительно прост: «У нас не принято критиковать чужих детей. Своим же обычно мы не делаем замечания на людях, но если все-таки делаем, то негромко и не меняя спокойного выражения лица. Мы не любим конфликтов. Единственно, чего мы не делаем никогда – не лупим их». Детей, считают японцы, надо учить двум незыблемым правилам. Первое: поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступили с тобой. Второе: «Кто на родителей косится, тот в камбалу превратится» (старинная японская пословица).
До средней школы рамки опеки, с точки зрения не японца, все равно широки. В начальной школе не существует видимой грани в связке «учитель - ученик». В обеденное время еду приносят в класс, и учитель всегда обедает вместе с учениками. Общение родителя и учителя происходит посредством специального дневника в форме вопросов-ответов, рекомендаций и т.д. Родительских собраний как таковых не проводят. Учитель назначает определенный день, в который каждому родителю по классному списку отведено по пятнадцать минут для обсуждения текущих моментов. Такая гибкая система позволяет не «выносить сор из избы» относительно проблем ребенка прилюдно. Большое место в жизни школы отведено родительским комитетам, мамы-члены которых не шушукаются по углам по поводу проблем того или иного ребенка, а коллективно ищут выход из создавшихся ситуаций. В начале учебного года, который начинается первого апреля и заканчивается в июле (август – каникулы. Вторая часть года – с сентября по февраль), родителям выдают большой пакет с распечаткой плана школьных мероприятий на год с разбивкой по дням: даты медицинских обследований, спортивных праздников, дополнительных занятий, кружков, а также меню на каждый месяц. В течение первого месяца обучения «первоклашек» опекают дополнительно: работники школы выделяют нескольких человек, которые помогают малышам осваивать дорогу домой. Для этого класс разбивается на группы, состоящие из рядом живущих детишек, которые гуськом возвращаются из школы. У каждого из них на груди висит бирка с именем, на голову одета ярко-желтая шапочка с резинкой (чтобы не сдул ветер), а на ранец прикрепляется ярко-желтая наклейка, чтобы ребенка издалека смог увидеть любой автомобилист. До средней школы ранцы у детей должны быть одинаковыми: черные – у мальчиков, красные – у девочек.
К средней школе отношение к детям становится гораздо более жестким как со стороны учителей, так и со стороны родителей. За образец взят немецкий вариант железной регламентации в униформе, косметике, поведении (например, каждое утро начинается с линейки, где поют гимн школы). С этого момента родители уже стараются определить вуз для ребенка. Поэтому в средней школе ребенок не только меняет ранец: он вступает в острую конкурентную борьбу со своими сверстниками. Из-за этого часто среди них отсутствует контакт.

Подростки тяжело переживают такой перепад из «счастливого детства во взрослую жизнь». Газеты пестрят статьями об актах вандализма в школах, издевательствах среди детей-подростков. Нередки случаи самоубийств. Дети оказываются зажаты в определенные рамки, испытывают стресс и соответственное желание вырваться за их пределы.

 

(Проверка выполнения задания.)

-Сравнивая системы воспитания детей в разных странах, сделайте выводы.

(Ученики выполняют задание.)

2. Значение семейной заботы и воспитания.

Семья зародилась в первобытном обществе и прошла долгий путь становления. На всех ступенях развития человечества она играла большую роль во взаимоотношениях людей. И во все времена забота родителей о своих днтях-черта, свойственная всем семьям. Да и не только людям. Звери и птицы также заботятся о своих детенышах.

Задание: работая с дополнительным материалом, познакомьтесь с примерами проявления заботы животных о своих детенышах и прокомментируйте их.

Дополнительный материал

Забота о детенышах в мире животных

КАК правило, люди уделяют воспитанию детей целых двадцать лет жизни. А многим животным нужно успеть выкормить и обучить свое потомство за несколько летних месяцев. Следующие примеры показывают, какую непростую задачу некоторым животным приходится решать каждый год.

1. Белый аист. Аисту в летнее время не до отпуска. Чтобы кормить голодных птенцов, он постоянно летает на ближайшее озеро за лягушками или мелкой рыбешкой, ящерицами или кузнечиками, и это не считая того, что еще нужно время от времени ремонтировать гнездо. И самец, и самка — весь день в трудах и заботах. Аистята очень прожорливы: первые несколько недель они ежедневно съедают корма примерно в половину их собственного веса! Даже после того как птенцы научатся летать, они еще какое-то время будут зависеть от родителей.

2. Гепард. У гепардов заботой о детенышах почти всегда занимается самка. Чтобы хорошо питаться в период вскармливания трех-пяти котят, ей нужно находить добычу почти каждый день. Это совсем не просто, ведь большинство ее охотничьих вылазок заканчивается неудачей. Более того, львы ищут удобного случая напасть на детенышей, пока матери нет рядом, поэтому самке с потомством каждые несколько дней нужно перебираться на новое место. Когда гепардятам исполняется семь месяцев, мать начинает учить их охоте. Такое обучение продолжается около года. Обычно детеныши гепарда живут с матерью от года до полутора лет.

3. Поганка малая. Поганки и их птенцы практически не расстаются. После вылупления из яиц птенчики покидают плавучее гнездо и перебираются на спину к родителям. Там они забираются в уютное местечко между крылом и перьями на спине. Мама или папа плавает, а птенцу на спине тепло и уютно. Родители носят птенцов и ныряют за пищей по очереди. Хотя вскоре птенцы уже сами могут нырять и заботиться о себе, еще какое-то время они остаются с родителями.

4. Жираф. У жирафов редко рождается больше одного детеныша за раз, и нетрудно догадаться почему: новорожденный жирафенок может весить до 60 килограммов и быть 2 метра ростом! Уже через час после рождения этот «малыш» стоит на ножках и сосет материнское молоко. Период вскармливания длится до 9 месяцев, хотя щипать траву детеныш начинает уже вскоре после рождения. Когда жирафенку грозит опасность, он немедленно прячется между ног матери, которая мощными ударами копыт может защитить его от большинства хищников.

5. Голубой зимородок. Зимородку нужно быть одновременно и умелым, и разборчивым в ловле рыбы для своих птенцов. Орнитологи обнаружили, что зимородки-родители кормят только что вылупившихся птенцов мелкой рыбешкой меньше двух сантиметров в длину. Чтобы птенцам было легче проглотить рыбку, зимородок подает ее им головой вперед. По мере того как птенцы подрастают, зимородки приносят им рыбок покрупнее. Родители также постепенно увеличивают частоту кормежек. Вначале каждого птенца кормят раз в 45 минут. Но дней через 18 их аппетит заметно увеличивается, и они получают рыбу уже каждые 15 минут. Молодой зимородок, который  уже покинул свое гнездо , вскоре будет ловить рыбу самостоятельно. Наверное, вы думаете, что теперь-то родители отдохнут от забот. Кто угодно, только не зимородки! Часто тем же летом они успевают вырастить еще один выводок.

Многие подробности о том, как разные животные вскармливают и воспитывают свое потомство, еще неизвестны. И все же, чем больше мы об этом узнаем, тем более очевидно, насколько важен родительский инстинкт в животном мире.

( Проверка выполнения задания)

Проблемный вопрос: Всякая ли забота о своих детях полезна? Как вы относитесь к тем, кто пестует свои чада до старости и , помогая им материально, отдает им то последнее, что имеет? Можно ли назвать заботой или подобное поведение родителей имеет иное название?

(Ответы учеников.)

Правы те из вас, кто считает, что подобные примеры являются не реальной заботой, а баловством, которое ни к чему хорошему не приведет.

Задание: работая в группах, обсудите вопрос.

-Что такое, с вашей точки зрения, настоящая забота семьи?

(Проверка выполнения задания и составление схемы.)

Настоящая забота выражается в

 

Гендерной

социализации

 

Физической

подготовке

 

Трудовом

воспитании

 

Процессе

воспитания

 

Духовном

развитии

 

 


Аналитический отчет

reshetova2016 20 Январь, 2016 15:18 Аналитический отчет Постоянная ссылка

МБОУ"Верх-Ануйская общеобразовательная средняя(полная) школа"

Быстроистокского района ,Алтайского края

Аналитическая статья

О себе: Решетова Марина Владимировна - учитель истории и обществознания в МБОУ «Верх- Ануйская общеобразовательная средняя (полная) школа».

В 2008 году окончила Бийский Государственный педагогический университет, факультет истории и права по специальности история с дополнительной специальностью юриспруденция.

Стаж педагогической деятельности  в данном учреждении составляет 5 лет.

          Основная цель моей педагогической деятельности: развитие личности ученика, способного адаптироваться к меняющимся условиям жизни.

Для достижения моей педагогической цели я ставлю перед собой следующие задачи:

 1) Совершенствовать формы организации учебно-воспитательной деятельности.

2) Использовать в учебно-воспитательном процессе новые педагогические технологии.

3) Вовлекать каждого ученика в активный познавательный процесс, причем не пассивный, а активный.

4) Раскрыть интеллектуальный и творческий потенциал каждого обучающегося.

5) Привить навыки самостоятельной работы.

6) Формировать устойчивый интерес к изучаемому предмету через классную и внеклассную деятельность.  

Важно уже с первых дней обучения создать для своих учеников условия, которые способствовали бы формированию глубокой внутренней мотивации учения, развитию личностного отношения ко всему, что происходит на уроке и вне его, а также создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, обеспечивая при этом педагогическую поддержку их индивидуальности.

Накопленный педагогический опыт и повышение квалификации позволили мне внести изменения в содержание образовательного процесса. Мои уроки по построению, выбору темы исходят из принципов системно-деятельностного подхода в обучении. Этот подход позволяет мне активизировать внутренний мир ребенка, его мыслительную деятельность, обратиться к его личностному опыту, пробудить мотив к учению, привить самостоятельность. Для реализации выбранного направления использую:

 УМК по обществознанию А.И. Кравченко и УМК Л.Н.Боголюбова (программы,  методические рекомендации к урокам); программные электронные носители, интернет-ресурсы, технологии КСО.

В учебном процессе использую активные формы обучения: индивидуальные, групповые, парные. Применяю разнообразные виды контроля (самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя), использую подбор самостоятельных и творческих заданий. В моем педагогическом арсенале многообразие видов нестандартных уроков: уроки соревнования, проблемные уроки. Например, урок истории  в 7 классе по теме "Петр I - чудо, или чудовище?". Также урок обществознания в 6 классе по теме "Что такое экономика?"

Считаю, что применение инновационных технологий помогает  сохранять стабильность результатов успеваемости учащихся.

Стабильность результатов успеваемости представлена в следующей таблице:

Класс

Учебный год

Количество учащихся

Качество обученности %

Успеваемость %

6

2012-2013

2013-2014

2014-2015

18

15

13

78

73

92

100

100

100

7

2012-2013

2013-2014

2014-2015

15

18

15

73

72

80

100

100

100

8

2012-2013

2013-2014

2014-2015

11

14

17

82

64

65

100

100

100

9

2012-2013

2013-2014

2014-2015

14

12

13

79

75

92

100

100

100

10

2012-2013

2013-2014

2014-2015

5

13

7

100

85

86

100

100

100

11

2012-2013

2013-2014

2014-2015

9

4

11

78

100

100

100

100

100

 

Результаты Единого Государственного Экзамена по обществознанию

 

Класс

Учебный год

Средний балл по району

Средний балл по школе

Средний балл по краю

11

2012-2013

50,14

54,17

57,91

11

2013-2014

48,66

54

51,51

11

2014-2015

55,07

54,18

54,26

Ученики, имеющие особые способности и возможности, могут удовлетворять свои образовательные потребности через участие в олимпиадах, конкурсах разного уровня.

Результаты олимпиады по обществознанию:

2012

2013

2014

9 побед

12 побед

13 побед и приглашение на краевую олимпиаду,16 результат из 19 участников

Мои учащиеся являются постоянными участниками конкурсов различного уровня

Районный конкурс

Всероссийский конкур

Школьный конкурс

 Конкурс проектно-исследовательских работ"Война глазами детей,"ученица 9 класса награждена грамотой за 1место.(2015год),ученица 8 класса награждена грамотой за 1 место( 2015год).

«Моя малая Родина: история, люди, события», дипломом 1 степени награжден ученик 5 класса за проектно-исследовательскую работу .(2014год)

Мультитест по обществознанию, ученица 7 класса награждена сертификатом участия(2013год), Олимпус по обществознанию 2014год-5 учащихся награждены дипломами за участие

Участие в школьной научно-практической конференции

2014год-сертификат участия за проектно-исследовательскую работу" Учителя физической культуры Верх-Ануйской средней щколы",

2015год

Вклад жителей села в разгром врага" ученица 9 класса награждена грамотой за 3 место.За участие в викторине и написание эссе по обществознанию объявляется благодарность ученице 8 класса.

2013год ученица 10 класса награждена грамотой за 2 место с работой " Мир Софии"

 В рамках  конкурсов для учителей регулярно предоставляю  методические разработки уроков.  В 2013 году награждена дипломом 1 степени районного заочного конкурса "Мой лучший урок" среди учителей истории и обществознания в номинации "Методическая разработка урока по обществознанию" («Город и село»). В 2013 году за организацию сверхпрограммного конкурса «Мультитест», объявленного Институтом Развития Школьного Образования- награждена дипломом. В 2014 году награждена сертификатом за активное участие в работе секции "Реализация системно-деятельностного подхода в обучении" в рамках методической недели "Переход на новые стандарты образования: опыт, результаты, проблемы".

 Провела открытый видео-урок по обществознанию "История школьного обучения" в 6 классе для коллег по школе. В рамках сетевого взаимодействия и методического объединения школы и района провожу открытые уроки в системно-деятельностном подходе, с целью диссеминации педагогического опыта. Неоднократно была награждена грамотами за качественную подготовку школьников к предметным олимпиадам по обществознанию. Ежегодно принимаю участие в неделе истории и обществознания, готовлю открытые уроки и провожу научно-практические конференции, провожу семинары для подготовки школьников к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию. Принимаю участие в школьной и районной методической выставке. Выступаю с наработками тем по самообразованию, такими как: "Проблемное обучение", "Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания." Повышаю свой профессиональный уровень через посещения семинаров, вебинаров, курсов, конференций:  в 2013 году прошла краткосрочное повышение квалификации по теме "Программно-методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы в образовательном учреждении с гетерогенным составом детей" в объеме 24 часов. Прослушала курс лекций "Актуальные проблемы современной науки и техники. Организация работы с одаренными учащимися" в количестве 8 часов в рамках программы «Будущее Алтая». Приняла участие в 4 научно-практической конференции краевых профессиональных объединений педагогов по теме "Профессиональные сообщества педагогов как ресурс развития системы образования края" в количестве 8 часов. В 2014 году приняла участие в окружном семинаре "Подготовка педагогов к реализации ФГОСООО". В 2015 году получила сертификат участника семинара «Линия УМК под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы) как инструмент реализации требований Историко-культурного стандарта и ФГОС. Переход на линейную систему изучения отечественной истории» в объеме 4 часов. Также выдан сертификат за участие в краевом лектории «Организация работы с одаренными учащимися» в объеме 16 часов. Тем самым, постоянное повышение квалификации позволяет мне стабилизировать уровень качества образования. В настоящий период являюсь руководителем районного методического объединения учителей истории и обществознания.

 


© 2010 - Design by Клуб УГА (all rights reserved)