Проголосовать


Формы самостоятельной деятельности на уроке

shamsuddinova 09 Май, 2018 19:50 Представление опыта Постоянная ссылка

Говоря об учебной деятельности, исследователи традиционно имеют в виду работу ученика в классе. Однако организация учебной деятельности школьника включает наряду с классной его домашнюю, внеклассную и самостоятельную работу по учебному предмету. Наименее изученной и в то же время представляющей наибольший интерес в плане психологического анализа учебной деятельности является самостоятельная работа школьника.

Под самостоятельной работой учащихся мы понимаем такую работу, которая выполняется учащимися по заданию и под контролем учителя, но без непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого время. При этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои умственные усилия и выражая в той или иной форме(устный ответ, графическое построение, описание опытов, расчеты и т.д.) результат умственных и физических действий.

Организуя самостоятельную работу на уроке, можно использовать систему дифференцированных заданий.

1.             Трехвариантные задания по степени трудности (облегченной, средней и повышенной). При этом выбор варианта предоставляется ученику.

2.             Общее для всего класса задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности.

3.             Индивидуальные дифференцированные задания.

4.             Групповые дифференцированные задания с учетом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель).

5.             Равноценные двухвариантные задания по рядам с приложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей трудности.

6.             Общие практические задания с указанием минимального и максимального количества задач или примеров для обязательного выполнения.

7.             Индивидуально-групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам или примерам. 

1. При объяснении учителем учебного материала. До объяснения заранее дать задание:

• составить план (простой, развернутый);

• сделать конспект;

• графически изобразить.

2. Самостоятельно:

• работа с учебником (выделение главного, определение понятия, отбор материала по проблеме, проведение сравнительного анализа, поиск ответов на вопросы учителя и т.д.);

• работа с использованием дополнительных источников: статей, репродукций, схем и таблиц и др.;

• изучение всей темы по учебнику;

• наблюдения, опыты.

Применение знаний Упражнения (от выполнения по образцу к более высокому уровню решения и составления задач).

Сочинения, доклады и т.д.

Обобщение и систематизация знаний Составление сводных тематических таблиц, схем и диаграмм. Подготовка текстов, сводов правил, обобщенных характеристик.

Определение выводов.

Тесты.

Вопросы учащихся учителю и друг другу.

Можно предложить учащимся на основе анализа содержания учебного материала самостоятельно:

• обобщить его и сделать вывод;

• спрогнозировать дальнейший ход событий;

• высказать сомнение;

• поделиться собственным мнением в устной или письменной форме;

• сделать графические работы (построение графиков, вычерчивание схем, диаграмм, составление таблиц, др.);

• выполнить практические задания 

Этапы урока

Виды самостоятельной работы

Подготовка к       

восприятию                    

материала                       

Предварительные наблюдения. Предварительное чтение учебника. Просмотр рисунков, картин, схем, иллюстраций и т.п. Подготовка ответов на заданные учителем вопросы.

Изучение новых    

знаний                             

 

При объяснении учителем учебного материала. До объяснения заранее дать задание: составить план (простой, развёрнутый); сделать конспект; изобразить графически (например, как на разных этапах развивалась Великая Французская
буржуазная революция). Самостоятельно: работа с учебником (выделение главного, определение понятий, отбор материала по проблеме, проведение сравнительного анализа, поиск ответов на вопросы учителя); работа с использованием дополнительных источников: статей, репродукций, схем, таблиц, документов, учебных фильмов; изучение всей темы по учебнику.          

Применение                     

знаний              
           

Задания репродуктивного и продуктивного характера (от выполнения по образцу к более высокому уровню). Сочинения-размышления, эссе, доклады, рефераты.

Обобщение и       

систематизация    

знаний                       

Составление сводных тематических таблиц, схем и диаграмм, воспроизведение карты по памяти. Подготовка текстов, обобщённых характеристик. Определение выводов.

Проверка знаний,  

умений и навыков 

                                              
           

Работы (письменные, графические, практические). Тесты. Ответы на вопросы учителя (на сравнение, объяснение, обоснование, доказательство; требующие характеристики явлений, событий, оценки фактов; I вопросы, требующие анализа и синтеза данных).

 Можно предложить учащимся на основе анализа содержания учебного материала самостоятельно обобщить его и сделать выводы; спрогнозировать дальнейший ход событий; высказать сомнение; поделиться собственным мнением в устной или письменной форме; составить таблицу; выполнить практическое задание. 

Для школьников учебник - первая и основная книга по истории. Учебник нужен каждому ученику, так как с помощью него учитель может провести самостоятельную фронтальную работу с учебником. Но правильно ученик может пользовать учебник в том случае, если учитель учит им пользоваться, постоянно привлекать его в процессе обучения, требует от учащихся самостоятельной работы с ним и проверяет выполнение своих требований. Я, например, поручаю учащимся найти термин в учебнике, прочесть вслух и делать запись в тетрадь. Затем объясняю, что означает этот термин. 

Самостоятельной деятельности можно добиться также путём использования на уроке исторических документов, помещённых в учебнике, в рабочих тетрадях по истории

Иллюстрация учебника - один из основных видов наглядности в обучении истории. В 5-8 классах полезно предложить одному ученику вслух, а другим про себя прочесть текст с иллюстрациями.

Навыки самостоятельной деятельности развиваются также в процессе работы с картой, заполнении таблиц, решения и составления кроссвордов. 

Качество и количество полученных в процессе обучения знаний у учащихся зависит в целом и от самих учащихся, их желания узнать, осваивать что-то новое, и от учителя, который различными способами и приёмами старается передать ученику свои знания. И чем выше активность учащихся к самостоятельной учебной деятельности, тем выше объём и качество знаний.


Комментарии


Добавить комментарий

Добавить комментарий
 authimage

© 2010 - Design by Клуб УГА (all rights reserved)