Публицистика. "Осторожно, голубой экран!"

troyan 23 Январь, 2011 04:31 Творчество учащихся Постоянная ссылка

            Гальченко Анна, ученица 10 класса  МОУ «Воеводская сош»

Да и как не оказаться в плену у голубого экрана?!  Посудите сами, малыш только научился сидеть, как родители усаживают его перед телевизором. Конечно, удобно и спокойно, ребенок никуда не ползет, ничего не трогает, ничего не просит. У родителей есть время заняться своими делами. И вот телевизионный экран все больше заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные, поучения отца. Он становится для ребенка «нянькой»!                                                                            Осторожно, голубой экран!        

     Детство – пора веселого озорства и игры.        

     Вот ты несешься с горы на санках так, что захватывает дух, прыгаешь с трамплина на лыжах, скользишь по расчищенному на речке льду. Щеки горят от морозного воздуха, и это только прибавляет бодрости. Тебе совсем не хочется в скучное тепло дома, поближе к печке.  «Это место для бабушек», - думаешь ты и снова устраиваешь снежную перестрелку.       

      Летом ты найдешь себе новые забавы и развлечения. С разбегу прыгнешь в прогретую солнцем воду и с наслаждением поплывешь до другого берега. А то, не раздумывая, ты отправишься в лес за ягодами и грибами. Пройдешь мимо огромного муравейника, попросишь суетливых тружеников поделиться «муравьиным квасом». Нарвешь спелой клубники и будешь дома угощать своих родных и радоваться тому, что сделал им приятное.       

       Уважаемые сверстники, я вижу снисходительную улыбку на вашем лице. Конечно, это детство наших пап и мам. Мы  с вами  - дети 21 века, века многоканального телевещания и глобальной компьютеризации, и наше детство – это привычное телевидение и виртуальный мир компьютерных игр, которые заменили собой все детские забавы и интересы.                   

        Да и как не оказаться в плену у голубого экрана?!  Посудите сами, малыш только научился сидеть, как родители усаживают его перед телевизором. Конечно, удобно и спокойно, ребенок никуда не ползет, ничего не трогает, ничего не просит. У родителей есть время заняться своими делами. И вот телевизионный экран все больше заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные, поучения отца. Он становится для ребенка «нянькой»!       

          Настанет время, и родители начнут сетовать, что ребенок только и делает, что проводит время у голубого экрана. Их беспокоит то, что у ребенка ухудшается зрение, начинает болеть голова, а так как  ребенок не бегает, не прыгает, т. е. не двигается (что вообще не должно быть свойственно ему!), то начинаются проблемы и с осанкой, с сердечно-сосудистой системой.         

        Но родители пока озабочены только внешней стороной телезависимости. Еще не бьют они тревогу, что ребенок совсем не берет в руки книгу, не проводит время, погружаясь в размышления, не занимается полезным делом, требующим физических и духовных усилий, не общается со своими сверстниками и родными. Но время идет. Из «няньки» экран превращается в «воспитателя». И тогда возникает вопрос: чему научит он ребенка?         

          Конечно, очень ценно, что ребенок побывает с помощью телевидения в красивейших  и загадочных местах нашей планеты. Опытные операторы подарят ему радость встречи с неизведанным. Его ждут удивительные открытия   под водой, в горах, в космосе!  Благодаря голубому экрану, ребенок переживет счастье познания нового и получит ответы на сотни почему? зачем? как?..   В некоторых школах нет возможности показать интересные опыты на уроках химии и физики, но, воспользовавшись видеозаписями, предложенными телевидением, дети могут убедиться в правомерности теории.  С каким интересом мы смотрим передачи о рекордах, которые совершает человек,  может быть, втайне мечтая когда-нибудь повторить или даже превзойти увиденное!          

          Но доля таких познавательных передач на наших каналах мала. Я говорю о каналах, которые транслируют передачи в отдаленные уголки страны без дополнительной установки персональных спутниковых антенн.  Но даже и при обилии каналов качество предлагаемой телепродукции, увы, заставляет говорить о проблеме дифицита милосердия и доброты на телевидении.           Причина этого лежит на поверхности. Каналы частные, и коммерческий интерес оказывается важнее нравственного здоровья общества.          Я провела свое «мини-исследование», обратившись к программе телепередач первого канала и государственного канала «Россия». Что предлагают эти каналы маленьким телезрителям? 25-30 % дневного эфирного времени занимают сериалы, и некоторые из них отнюдь не «безобидные»,  20-25 % составляют ток-шоу и развлекательные передачи, доля последних в выходные дни увеличивается в 2-3 раза (все-таки выходные!). Но «порадуют» они вас порой совсем не остроумными шутками, а циничным и пошлым юмором. Удивительнобыло увидеть в юмористической передаче «Кривое зеркало» своеобразную пародию на сериал «Семнадцать мгновений весны». Меня поразило легкомысленное отношение к этим трагическим страницам истории. По соседству со мной живет дедушка, прошедший войну. Он до сих пор не может без волнения говорить о войне, видеть фашистскую форму и свастику. Пережившие ужас войны вряд ли поймут то, почему  нашу трагическую историю нужно превращать в фарс. Юные же зрители не будут осознавать трудности завоевания победы,  для них это будет просто что-то легкомысленное и смешное.         

        Что же совсем удручает, так это количество передач  криминального содержания (25-30 %).  Складывается такое впечатление, будто люди в нашей стране не строят дома, не выращивают хлеб, не оберегают леса, не возрождают культуру, а только совершают преступления.           

         Каждый день нам предлагают передачи «Криминальная Россия», «Вне закона», «Дежурная часть» (последняя даже повторяется!), «Кулагин и партнеры». Чего стоят передачи из серии «Криминальная Россия»! Содрогнешься от названия очередной  документальной истории преступления. Авторы не только расскажут, но и покажут, как обманывали и убивали. Какую «благую» цель преследуют они при этом? Наверное, хотят сказать и доказать, что любое преступление наказывается. Тогда зачем детальное описание преступления? Разве от этого становится меньше зла?  Полезно ли ребенку видеть, как кого-то сегодня обокрали, избили, убили? Основательно «обустроились» и на первом, и на канале «Россия» инсценированные судебные процессы. Почему кажется, что, знакомя с этими нелицеприятными историями, можно привить правовую культуру?    И если в период показа телешоу «Звезды на льду» повышается увлечение фигурным катанием, то какие последствия стоит ждать от просмотра ранее перечисленных передач?           

        Остальные 10-15 % составляют новости, которые не отличаются оптимистическим звучанием и вряд ли будут благодатно влиять на детскую психику.       

         И  поэтому у меня возникает закономерный вопрос: « Где же передачи для детей?» Обратимся к программе все тех же каналов. Каждый день ровно 10 минут жертвует телевидение своим совсем маленьким зрителям, показывая передачу «Спокойной ночи, малыши!». Удивительно милые и обаятельные герои учат детей правилам хорошего тона, доброму отношению к окружающим, честности и справедливости. В субботу дети могут посмотреть замечательную юмористическую передачу «Ералаш», которую с удовольствием смотрели ещё  наши мамы и папы. В воскресенье – о, удача! – вниманию юным зрителям предлагается интеллектуальная игра «Умники и умницы». Но если вы хотите стать эрудированным, то вам нужно подняться в 8 часов утра. И это в единственный выходной, когда хочется понежиться  в постели! Почему взрослые дяди решили, что именно в такое время подросток будет наделен ясным  умом и крепкой памятью? А вот если еще раньше встанет ваш младший брат, то сможет посмотреть в 7.10  мультфильм кинокомпании «Дисней». Правда, и здесь напрашивается  вопрос: почему не показывают наши, отечественные, «мультики», которые, в отличие от западных,  воспитывают детей сообразно исконно русскому представлению о нравственных ценностях.              Вряд ли мои сверстники знают о том, что во времена, когда наши родители были детьми, самыми любимыми были передачи  «В гостях у сказки», «АБВГДэйка». Их герои учили добру, искренности, отзывчивости. А главное, они учили верить в чудо!  Во время каникул увеличивалось количество мультфильмов и детских кинофильмов. Эти фильмы рассказывали о смелых, решительных мальчишках и девчонках, умеющих дружить, помогать в беде. Все хотели быть похожими на героев фильмов «Кортик», «Судьба барабанщика», «Тимур и его команда», «Приключения Электроника».  Может быть, моим сверстникам эти герои покажутся наивными, но именно у них учились наши родители лучшим человеческим качествам.            Года два назад на нашем местном телевидении существовала детская передача «Знай наших». Замечательным было то, что материалы  выпусков готовили сами дети. Мне нравилась работа юных тележурналистов, они рассказывали о танцевальных коллективах, о туристических слетах, о талантливых детях, которые знают и умеют многое. Но что же произошло? Почему сейчас этой передачи нет?             

         Но каковы бы ни были объяснения, я считаю, что легкомысленно относиться к маленьким зрителям нельзя. Они такие же равноправные члены  общества, и поэтому игнорировать их интересы недопустимо. Иначе  предложение рождает спрос.         

         Я обратилась к ученикам начальных классов с вопросом, какие телепередачи они любят смотреть. Вот самый распространенный ответ: «Боевики, где побольше драк».         

         Мальчишки и во времена наших родителей подражали людям сильным, умеющим держать в руках оружие. Но играли они в справедливых героев:солдат и милиционер были на стороне слабых и беззащитных. Сейчас дети играют в мафию и киллеров.          

         Новое время – новые кумиры. Настоящие герои, по мнению сегодняшних мальчишек, решают свои проблемы при помощи оружия и силы. Кто силен, тот и прав – таков принцип жизни. При этом необязательно тратить время на то, чтобы добиться всего благодаря своему труду и своим талантам. Быстрее и надежнее отобрать и присвоить себе, а если ты не смог этого сделать, то ты слабак и недотепа, тебя затопчут в этой жизни.            Смерть не воспринимается как трагедия,  к умирающему на экране нет жалости, сострадания. Это ведь только кино! Страшно, что убийство не считается преступлением. На экране исчезает грань между добром и злом. Вот «добрый» герой наказывает своих обидчиков: расстреливает их или взрывает машину. Восторжествовала справедливость? Добро победило зло? Не стоит радоваться. Зло наказывает зло, и не иначе. Но так соблазнительно для авторов фильмов  рядить зло в одежды добра. Соблазнительно и очень опасно! Перенимая стереотип поведения героев боевиков, дети подобным образом поступают в повседневной жизни. Неслучайно психологи говорят о том,  что в последнее время участились случаи детской агрессивности, да и сама детская жестокость принимает чудовищные формы.           

           Конечно, насилие как норма поведения пропагандируется не только телевидением, но все же решающую роль в этом играет именно голубой экран.           

         Каждый ребенок приходит в этот мир чистым и добрым, и взрослые в ответе за то, чтобы беззащитные детские души выросли в атмосфере гармонии и красоты.             

         Чтобы в обществе не процветали агрессия и жестокость, цинизм и бескультурье, нужно сделать гуманным телевидение. А пока хочется предостеречь юных зрителей: «Осторожно, голубой экран!»


Комментарии


Добавить комментарий

Добавить комментарий
 authimage

© 2010 - Design by Клуб УГА (all rights reserved)