Проголосовать


Эссе " 75 - летие Алтайского края в моей педагогической деятельности"

volkowa 04 Февраль, 2012 15:56 Эссе " 75 - летие Алтайского края в моей педагогической деятельности" Постоянная ссылка
Эссе « 75-летие Алтайского края в моей педагогической деятельности».

В    больших  необъятных
Просторах  России
Есть милый, родной
Уголочек красивый.
Я тот уголочек Алтаем зову.
Богат Алтай:  леса, луга и пашни,
Извилистой Оби крутые берега.
А земляки…
Улыбки земляков мне нет милее!
Ведь люди здесь с открытою душой!
В моей душе всегда живёт
Любовь к тебе, Алтай родной!
В 2012 году у всех  жителей Алтайского края будет праздник!  Алтайскому краю исполнится 75 лет!  Знаменательная дата в истории  Алтая.  А как поздравляют юбиляров? Дарят подарки, поздравляют, признаются в любви, прославляют в песнях, стихотворениях .  В своём эссе я хотела бы  рассказать о любви к  родному краю и  о том, как пытаюсь  её выразить в своей педагогической деятельности.  
Я люблю свой край, своё село, в котором живу и работаю, село, в котором у  меня есть семья, работа, друзья. Я много путешествовала, но каждый раз вспоминала свой дом, улицу, село. Таких сёл, как моё село,  много в Алтайском крае. Но это моя « малая»  родина. И мне кажется,  с любви к селу начинается любовь к краю, к России. Чувство Родины прорастает, как всё большое,  из малого зёрнышка.  Я приехала работать в село, стала сельским учителем, хотя была возможность  связать свою судьбу с городом. Но тогда кто будет работать в сельских школах Алтайского края? Кто будет учить сельских  детей?  
Нам,  учителям, предстоит большая работа – учить и воспитывать современных школьников.  Сейчас многие отмечают падение нравственности у молодёжи.   Алтайскому краю, одному из богатейших краев России,  нужны  и люди с богатым внутренним миром, с нравственными качествами: гуманностью,  милосердием,  толерантностью, справедливостью, честностью, патриотизмом и многими другими.  Кто, если не учитель, поможет  современному поколению школьников стать  честными, отзывчивыми, порядочными людьми? Но чтобы воспитать в детях такие качества, учитель и  сам должен ими обладать. Желая воспитывать честных, искренних и добрых учеников, я сама должна быть искренней, честной и доброжелательной с  ними.
В  Алтайском крае созданы все условия для развития творчества  и  реализации  творческого потенциала людей разных профессий.  Учитель – это творческая профессия, поэтому моим профессиональным девизом  являются следующие слова: « Учи, дерзай, надейся и твори!».  Мне важно не только быть самой творчески работающим учителем, но и  уметь рассмотреть в каждом ребёнке искру творчества и помочь ему проявить себя как творческую личность.  Но при этом я всегда помню, что человек, который не помнит своего прошлого,  истории своей « большой» и « малой»  Родины,  не  знает и не почитает народные традиции и обычаи,  не может двигаться вперёд в своём развитии. На классных часах, внеклассных мероприятиях я знакомлю учащихся с историей,  важными датами и событиями  Алтайского края. Наш край славится  талантливыми людьми. Среди них учителя, космонавты, писатели,  художники.  Я считаю необходимым  рассказывать моим ученикам об этих  великих  людях.  Степан Павлович Титов, Герман Титов, Василий Макарович Шукшин…Сколько интересного открыли мои ученики в этих людях, знакомясь с их жизнью  на классных часах. 
Но Василий Макарович Шукшин – это вообще отдельный разговор. Мне, филологу,  особенно приятно, что этот талантливейший писатель был родом с Алтая.  Писатель, актёр, кинорежиссёр…Говорят, если природа одарит человека, то он будет талантлив во всём. А сколько он мог бы ещё написать произведений, в каких кинофильмах ещё бы снялся, если бы не трагические обстоятельства. Вместе с учащимися мы  провели заочную экскурсию на родину писателя « Сростки – родина Шукшина», внеклассное мероприятие
 « Ваш сын и брат».  А как эмоционально проходят уроки по творчеству В. М. Шукшина! «Шукшинские « чудики»,  « Нравственность – есть правда», «Образ матери в жизни и творчестве Шукшина»  и многие другие уроки помогают учащимся понять В. М. Шукшина как писателя и человека. 
Но  я знакомлю учащихся с творчеством и других  талантливых алтайских писателей, пусть и не таких известных в России  как Василий Макарович Шукшин. Это Николай Дворцов, Виктор Сидоров, Лев Квин и другие писатели. Итогом знакомства  стало участие моей ученицы  и  её первое место в краевой викторине  ко Дню Славянской письменности « Писатели Алтая – детям».  Викторину  проводили Алтайская краевая детская библиотека имени Н. К. Крупской и  краевой Центр детско – юношеского туризма  и краеведения.
Что такое Родина? Родина – это и образование, и культурное наследие,  и экономика, и, конечно, люди. В Алтайском крае люди получают достойное образование, хорошую медицинскую помощь, у многих жителей края нет проблем с жильём, заработной платой. Ведь каждый человек важен и нужен  своему краю. Мои учащиеся занимаются краеведением. В этом году  они заинтересовались происхождением, значением фамилий жителей нашего села. Их работа называлась  « Загадки наших фамилий». Работу учащиеся представили на районной научно – практической конференции по русскому языку  и заняли 1 место.
 Можно бесконечно говорить о своей любви к  родному краю, к своим землякам и выражать её в делах.  Что же я хочу пожелать юбиляру?  Почему- то мне так и хочется воскликнуть: « Цвети, мой край, и процветай!» Пусть Алтайский край и становится с каждым годом всё старше, но годы не портят его.  У нашего края есть будущее!  Придут новые строители и  построят  красивые здания в городах и сёлах Алтая, талантливые писатели тоже прославят Алтайский край,  вырастят зерно труженики – комбайнёры.  Но придут они благодаря нам, учителям, людям, которые выводят других  людей  в жизнь.


Мне важно знать, что я детьми любима!

volkowa 22 Январь, 2012 19:40 "Поговорим с учениками" Классное руководство. Постоянная ссылка

 

Мне важно знать, что я детьми любима!

 

Раз нет любви, нет и меня самой.

Мне важно знать, что я детьми любима.

Ещё важней – любить их всей душой.

Я не держу своей любви в секрете

И не стыжусь душевного огня.

Мне важно знать, что та любовь на свете

Им помогает нужными чувствовать себя.

 

 


Классный час "Шаги к успеху"

volkowa 22 Январь, 2012 19:32 "Поговорим с учениками" Классное руководство. Постоянная ссылка

Классный час « Шаги к успеху».

Цель: формирование у учащихся мотивации достижения успеха.

Подготовительная работа.  На доске прикреплены  плакаты с высказываниями.

Успех не станет тебя разыскивать. Ты сам должен его найти. ( У. Брайан)

Успех зависит от того, как высоко ты сможешь подпрыгнуть, оттолкнувшись от самого дна. ( Д. Патон)

Здравствуйте, ребята! Я хотела бы поговорить с вами о том, что такое успех и что нужно сделать, чтобы стать успешным человеком.

Назовите  успешных, на ваш взгляд, людей. Что объединяет их всех?  Какие качества им характерны? ( целеустремлённость, талант, оптимизм, трудолюбие, коммуникабельность, профессионализм и т.д.).  Как вы думаете, они стали известными, потому что им просто повезло? Что  им позволило добиться успеха? Конечно, эти успешные  люди очень много и долго  трудились и продолжают трудиться.

Какие ассоциации у вас связанны со словом успех? ( удача, популярность, признание, престиж, высокий статус в обществе, уважение). Что же такое успех? Продолжите предложение. Успех – это…

Сейчас вы школьники, но уже сейчас необходимо думать о будущем, планировать его. Хотели бы вы быть успешными людьми?  Почему вы  хотите быть успешными людьми? Как выдумаете, успех, которого вы можете достичь  в школе,  способен повлиять на ваше будущее? Где  вы можете уже сейчас, получая образование в школе,  добиться успеха? (  в учёбе, спорте, в общественной жизни класса и школы,  в творческих конкурсах, в  обществе одноклассников, ровесников, друзей).

Давайте создадим портрет успешного ученика.  Какими качествами  должен обладать  успешный ученик? Какие действия необходимо выполнить, чтобы добиться успеха?

Качества успешного ученика

Действия для достижения успеха

1.

1.

2.

2.

3

3.

 

 

 

Какие качества успешного ученика  вам характерны? Что вам необходимо сделать, чтобы у вас появились  и другие качества успешного ученика?

Обратимся к высказываниям известных людей. Как вы поняли эти высказывания? От кого же зависит успех человека?

Закончить классный час я хотела бы притчей.

Однажды сын спросил у отца:

- Что нужно, чтобы добиться успеха?

- Не знаю, сынок, это очень сложный вопрос.  Спроси у мамы.

_ Не знаю, сынок,- сказала мама, -  спроси об этом мудреца, что живёт на горе в старом красивом замке.

И мальчик отправился в старый замок, чтобы задать вопрос мудрецу.

- Мудрец, - обратился мальчик к седому старцу,- скажи мне, что нужно человеку, чтобы добиться успеха?

-Трудный ты мне задал вопрос. Я отвечу на него, но позже. А пока пойди и посмотри мой дворец.  Он заслуживает восхищения! А потом возвращайся ко мне!

Мальчик с радостью принял приглашение мудреца и уже хотел отправиться

осматривать дворец, но старец остановил его со словами:

-Чуть не забыл. Возьми вот эту ложку, в ней  две капли масла. Ни в коем случае не разлей их, пока будешь бродить по дворцу.

Через какое – то время мальчик вернулся. В его руке была ложка с каплями масла.

- Ну, как тебе дворец? Понравился?- спросил мудрец.

- Я ничего не видел. Я боялся, что разолью масло.

Мудрец снова отправил его осматривать свои владения. Через час мальчик вернулся.  Он был очень доволен и рассказал, что ничего подобного не видел. Когда мудрец спросил про масло, оказалось, что мальчик пролил его, пока любовался дворцом.

- Ты спрашивал меня, что нужно для того, чтобы добиться успеха?- сказал ему старец. - Я готов тебе ответить. Мы рождаемся на свет и  каждый день любуемся окружающим миром, впитывая в себя всё, что видим, слышим, чувствуем.  Со временем это становится нашим жизненным опытом, который помогает нам во всех наших начинаниях. Со временем мы становимся осторожными и осмотрительными, боясь потерять приобретённое, как те капли , которые ты разлил, осматривая мой дворец. Секреты успеха в том, чтобы всегда помнить о каплях масла в своей ложке. Найти что – то стоящее сложно, но ничего не стоит это потерять.

Ребята, как вы  поняли слова мудреца?

Я желаю вам добиться в жизни успеха,  к которому необходимо делать шаги уже сегодня.

 


Разговор с учащимися "Жизнь дана на добрые дела?"

volkowa 22 Январь, 2012 19:28 "Поговорим с учениками" Классное руководство. Постоянная ссылка

Разговор с детьми.

« Жизнь дана на добрые дела?»

Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь! Что вы почувствовали? Я смотрела на ваши лица, и мне показалось, что от ваших улыбок стало светлее. Это, наверное, потому. Что здесь собрались добрые люди. Ведь доброта – это солнце, которое согревает душу человека.

В мире можно по – разному жить:

В горе можно и в радости,

Вовремя  есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так:

На рассвете вставать и,

Размышляя о чуде,

Рукой обнажённой солнце достать,

И подарить его людям!

 Я приглашаю вас к разговору о добре, о том, нужно ли совершать добрые дела.

Как вы понимаете значение слов добро, доброта? Продолжите:

Добро – это…   Доброта – это…    Добрый человек – это…

В словаре В. И. Даля добро – всё положительное, хорошее, полезное.

Добрый человек – 1. Делающий добро другим, отзывчивый.

2. Несущий благо, добро. 3. Нравственный, хороший.4. Честный.

Как вы думаете, можно ли быть добрым человеком, никак не проявляя доброту в делах? Можно ли принудить человека быть добрым? Совершали ли вы добрые поступки? Почему вы так поступали? Какие чувства вы испытывали при этом? Важно ли было вам, чтобы о вашем поступке узнали?

Конечно, многие люди  делают добро не для славы или восхищения.    М. Монтень писал об этом: «Когда творишь добро, сам испытываешь некое радостное удовлетворение и законную гордость».

Не для славы   в Великую Отечественную войну совершались подвиги.  Но место добрым поступкам  найдётся всегда. В 2004 году в городе Беслане произошла трагедия. Какие там яркие примеры самопожертвования во имя жизни других людей. 18  учителей погибли   от пуль озверевших террористов, спасая школьников. Среди них 74- летний Иван Константинович Канидзе, спавший 30 детей и получивший  в спину 3 пули. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства. Помощь пострадавшим оказывали все народы России. Сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили вещи, игрушки детям.

Ребята, может  быть, проще   быть себялюбивым человеком, эгоистом, думать только о себе? Конечно, вы правы. Такому человеку очень тяжело. Он не имеет ни друзей, ни товарищей, и когда  приходят  тяжёлые жизненные испытания, остаётся один, переживает чувство отчаяния, страдает. И. С. Тургенев писал о таких людях: « Себялюбящий человек засыхает, словно  одинокое бесполезное дерево»

Какие добрые дела вы можете сделать уже сегодня?

Представьте человека, который хотел бы приносить людям добро, но не знает как. Посоветуйте ему, что для этого необходимо.( Например,  стремиться помогать людям, которые в этом нуждаются. Помогать людям, попавшим в беду, пожилым, слабым, больным. Не причинять никому зло. Испытывать к людям сострадание, милосердие. Быть толерантными) .

Ребята,  вспомните,  о том, что наш разговор назывался « Жизнь дана на добрые дела?» Какой бы вы поставили знак препинания после разговора?

Почему  именно восклицательный знак должен стоять в конце предложения?

Как бы жизнь не летела,

Дней своих не жалей!

Делай доброе дело

Ради счастья людей!

Чтобы сердце горело,

 А не тлело во мгле,

Делай доброе дело-

Тем живём на земле!

Ребята, я благодарю вас  за состоявшийся разговор. До свидания.


Беседа с родителями "Живите с ребенком в согласии"

volkowa 22 Январь, 2012 19:27 Работа с родителями "Разговор с родителями о важном" Постоянная ссылка

 

Беседа с родителями

«Живите с ребёнком в согласии».

Ребёнок нуждается в поддержке и мудром совете родителей, не в жестоком и злом обращении, а в доброте, заботе и любви. Ребёнок не может и не умеет себя защитить от физического насилия и психологического давления со стороны взрослых. Но дети учатся у нас поведению, манерам общения. Доброе, достойное поведение взрослых порождает  доброту в ребёнке. Жестокое обращение с детьми порождает не раскаяние, а страх,  возмущение, обиду, жажду мести, стремление к обману, ненависть к себе и окружающим. Не всегда дети ведут себя как ангелы. Воспитание – дело  очень нелёгкое. Но надо искать выход без унижения человеческого достоинства детей, без применения насилия и оскорблений.

                             Советы родителям.

*Старайтесь прийти к согласию с детьми. Вы созданы для того, чтобы проявить друг к другу любовь, а не своенравие и злобу.

*Прислушивайтесь к своему ребёнку, старайтесь услышать и понять его. Вникните в проблему ребёнка. не обязательно  соглашаться с  точкой зрения ребёнка, но благодаря родительскому вниманию он почувствует свою значимость и ощутит своё человеческое достоинство.

*Держите слово, данное ребёнку. Через доверие обретётся доверие в ваших отношениях. Не обманывайте детей.  В жизни семьи не должно быть лжи, хитрости. Доверие и  честность – основы всех добродетелей.

*Требуя что – то от ребёнка, давайте ему чёткие и ясные указания. Не возмущайтесь, если ребёнок  что – то не понял или забыл. Без раздражения, терпеливо разъясняйте свои требования. Ребёнок нуждается в повторении. Но не требуйте слишком многого, не предъявляйте непосильных требований.

*Главный вопрос при воспитании детей заключается в том, как обучить их, но при этом не сломать. Надо вырастить ребёнка таким, чтобы не требовалось им управлять. Постарайтесь предупредить ситуацию или изменить её так, чтобы ребёнку не нужно было вести себя неправильно. От этого зависит его поведение, физическое и нравственное здоровье. Если ребёнок живёт  во вражде, он учится агрессивности.

*Хороший и уравновешенный взрослый с любовью  и терпимостью в сердце – лучшее лекарство для ребёнка. Если  ребёнок растёт в терпимости, он учится принимать других.

*Дети – не предметы. Ребёнка, которым вы пытаетесь распоряжаться  и владеть, вы потеряете навсегда. Если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

*У ребёнка есть обязанности по отношению  к вам. Он должен  о вас заботиться искренне.  Имейте терпение, чтобы позволять заботиться о себе  сначала неуклюже, пока он не научится делать это хорошо. Если ребёнка поддерживать, он учится ценить себя.
*Кроме воспитания, огромную роль  в развитии ребёнка  играет обучение. С самого рождения ребёнок учится тому, как правильно жить в этом  мире. От того, как вы объясните ему те или иные вещи зависит его настроение, готовность к сотрудничеству и ваши с ним хорошие отношения.
*Если у вас в семье проблемы, это скажется на успехах ребёнка в школе. Помогите детям реализовать себя. Если ребёнок живёт в безопасности, он учится верить в людей.

* Не действуйте сгоряча. Остановитесь и проанализируйте, почему ребёнок так себя ведёт.

* И всегда помните: насилие порождает насилие. Ни в коем случае  не применять  насильственные методы в воспитании ребёнка.

 


Родительское собрание "Как помочь ребенку успешно сдать экзамены?"

volkowa 22 Январь, 2012 19:25 Работа с родителями "Разговор с родителями о важном" Постоянная ссылка

Родительское собрание

« Как помочь ребёнку успешно сдать экзамены?»

Цели: информационное обеспечение, развитие педагогической культуры родителей, принятие совместных мер по эффективной подготовке выпускников  к экзаменационному периоду.

1. Информация учителя об экзаменационном периоде. Мы рады приветствовать Вас на очередном родительском собрании. Впереди  сдача экзаменов. Это сложная пора, ответственный период в жизни школьников, так как от него зависит их будущее.

Сегодня мы обсудим, как помочь  ученикам эффективно подготовиться  к экзаменам. Что мы можем для этого сделать?

Обсудим ситуацию. Начался экзамен. Входит ученик. Ноги дрожат, руки от страха трясутся. Ему раздают  бланки с ЕГЭ. Что делать?  Как  помочь ребёнку  выдержать экзамен?   Ваши советы ребёнку.

Конечно,   эффективность этой работы определяется  во многом совместными усилиями педагогов и родителей учащихся.

На успешность сдачи экзаменов влияют три фактора:

1. Познавательный – уровень знаний.

2.Мотивационный – нацеленность на выполнение учебных задач и возможных трудностей.

3. Эмоциональный – способность выдержать напряжённый экзаменационный период. Уровень знаний предопределяет успешность сдачи экзаменов. Родители должны поддерживать постоянную связь с учителями – предметниками, классным руководителем.  Именно они могут дать квалифицированный и полезный совет, а при необходимости оказать помощь  в восполнении пробела   в знаниях.  Можно обратиться за помощью к репетитору. Это распространённая практика  в современном обществе.

Мотивация – это необходимое условие успеха. Хочется предостеречь родителей от подхода платного обучения в вузах. Это неприемлемо,  так как подрывает веру ребёнка в успех и собственные силы.

2. Выступление школьного психолога и врача.

Ученики, готовясь и сдавая экзамены, испытывают стресс. А стресс ведёт к болезни и быстрому старению организма. Родители должны поддерживать психическое и эмоциональное состояние ребёнка.

1. Контролировать чёткое соблюдение школьником распорядка дня, так как это влияет на работоспособность. Сон должен быть не менее 8 часов.

2. Поддерживать режим питания. Утром – молочные каши и бутерброды с чаем,  в обед – первое и второе, на ужин – соки.  В питании должны присутствовать рыба, мясо, фрукты, овощи.

3. Контролировать режим труда и отдыха. После уроков ребёнок должен отдохнуть в течение 30 минут. Смена физической и умственной деятельности. Необходимо беречь зрение.

4. Создать в семье благоприятный климат. Эмоциональный настрой родителей должен быть ровным. Не передавайте тревогу детям, не нагнетайте обстановку.  Создайте ситуацию эмоционального комфорта, ситуацию успеха детям, поощрения, поддержки. Ваше понимание и поддержка помогут ребёнку.

3. Совместная выработка памятки  для родителей  « Как помочь ребёнку успешно сдать экзамены?» после прослушанной информации.

4. Подведение итогов родительского собрания.

Спасибо Вам за работу и успешной сдачи экзаменов!


Подготовка учащихся к предметной олимпиаде

volkowa 22 Январь, 2012 19:21 Моя методическая копилка Постоянная ссылка

Задания к школьной олимпиаде  по русскому языку. 6 класс.

Задание  1. Все ли эти существительные  женского рода?  Составьте с ними словосочетания.     Магистраль, вестибюль, шампунь, тюль, мозоль,  рояль, бандероль,  кофе,  лазурь.

Задание 2. Назовите существительные, которые в Р. п. мн. ч. имеют нулевое окончание.

Инженеры, мандарины,  макароны, килограммы, ботинки, помидоры, носки, чулки, апельсины.

Задание 3. Найдите « лишнее» слово, объясните своё решение.

   Глагол, имя существительное, союз, местоимение, наречие.

Задание 4. В каких словах звуков больше, чем букв.    Мысль, сажают, борьба, друзья, ягуар.

Задание 5. В каких словах  приставка находится внутри слова? Выделить приставку.    Водопроводчик, птицеводческий, быстроходный, землепроходец.

Задание 6.  Представители каких профессий подарили нам  данные фразеологизмы?  Что они означают?

На живую нитку,  в час по чайной ложке,  снять стружку,  стричь под одну гребёнку,  мёртвая хватка,  войти в роль, завестись с пол- оборота.

Задание 7. К каким частям речи относятся  следующие слова?  Пять, пятый,  пятеро, пятак, упятерить, впятером,  в- пятых,  два,  двойной,  двойка,  удвоить,  вдвойне.

Задание 8.Найти « лишнее» словосочетание, объяснить решение.  Оттереть пятно, потерять книгу, вытереть со стола.

Задание 9.  Выберите  понятия, относящиеся к лексике:  многозначность,  сказуемое, антонимы, имя прилагательное, омонимы,  фразеологизмы, словосочетание. Дайте им определения.

Задание 10. Какие заимствованные слова вам известны? Из какого языка было заимствовано слово? Каково его лексическое значение?

Задания к школьной олимпиаде по русскому языку. 8 класс.

Задание  1. Все ли эти существительные  женского рода?  Составьте с      ними словосочетания.       Магистраль, вестибюль, шампунь, тюль, мозоль,  рояль, бандероль,  кофе, лазурь.

Задание 2. Назовите существительные, которые в Р. п. мн. ч. имеют нулевое окончание.  

 Инженеры, мандарины,  макароны, килограммы, ботинки, помидоры, носки, чулки, апельсины.

Задание 3. Эту букву ввёл  в обиход писатель Н. М. Карамзин в конце 18 века. Она сохранилась до сих пор, хотя печатные тексты часто обходятся без неё.  Что это за буква?

Задание 4. В каких словах звуков больше, чем букв.  Мысль, сажают, борьба, друзья, ягуар.

Задание 5. В каком слове нет нулевого окончания?   Друг, пуст,  жаль, даль.

Задание 6.  Представители каких профессий подарили нам  данные фразеологизмы?  Что они означают?

На живую нитку,  в час по чайной ложке,  снять стружку,  стричь под одну гребёнку,  мёртвая хватка,  войти в роль, завестись с пол- оборота.

Задание 7. Исправьте речевые ошибки, соблюдая морфологическую норму.

А)  Самый крупнейший горд в мире  - Мехико.  Б) Разработка новой темы становится всё более интереснее.  В) Сегодня холодно, поэтому я  одела шубу.   Г) Совсем недавно я купила очень  красивую бра.Д) Несколько повозок въехали  во двор гостиницы.

 Задание 8.  Какими частями речи являются слова « тысяча», « миллион»,

« миллиард».

Задание 9.  Какими частями речи являются  выделенные    слова?

Впереди нас  были  лыжники. Штурмовое море бушевало  впереди нас.          

Задание 10. Какие заимствованные слова вам известны? Из какого языка было заимствовано слово? Каково его лексическое значение?

Задание 11.  Какие наречия могут быть предлогами? Составить  предложения.

Задание 12.Вставить пропущенные буквы, расположить в   алфавитном порядке.

Д…р…жёр,  ад…птация, р…ликвия, к…мп…зитор, ст…пендия,   пл…ст…лин, в…стибюль,  б…зн…смен,  ф…ртуна, с…нт…ментальность,  т…мп…ратура.


Развитие орфографической зоркости как способа формирования грамотности учащихся

volkowa 22 Январь, 2012 19:19 Методическая статья. Из опыта работы. Постоянная ссылка

 Проблема орфографической грамотности   является  одной из ведущих в курсе  русского языка.  Как научить  учащихся грамотно писать, умело применять орфографические правила? Эти вопросы постоянно возникают  у учителя - языковеда. Методическая тема  актуальна,  так как   учащиеся 9, 11  классов сдают ГИА   и ЕГЭ,  а без знания орфографии  вряд ли можно  это сделать.   Необходимость  изучения орфографии продиктована  временем. Для каждого подростка  вне зависимости  от его  завтрашней профессиональной  службы важно овладеть языком, совершенствовать  речевые умения,  потому что успех в  речевом развитии определяет   результативность  в усвоении других школьных  предметов, а в дальнейшем вузовских  дисциплин.  Точная, грамотная и выразительная речь, грамотное письмо,  владение разными видами чтения  воспринимаются  как признак воспитанности  и образованности  личности  и в значительной мере определяют  общественную и профессиональную  активность человека. Л.В. Щерба писал: « Писать безграмотно -  это посягать на время  людей, к которым  мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо в  правильно организованном  обществе».

В своей работе  ставлю следующую  цель: развивая орфографическую зоркость на уроках русского языка как способ формирования грамотности, сформировать лингвистическую, коммуникативную, информационную компетенции учащихся. Образовательные задачи:  формировать орфографические навыки учащихся: умение видеть и   находить  изученные орфограммы, определять особенности   этой орфограммы, научить учащихся классифицировать орфограммы,  применять изученные правила на письме. Развивающие  задачи: способствовать формированию всесторонне развитой личности учащихся, их мышления, языковой интуиции, творческих способностей;  развивать умение самостоятельно работать со словарями; совершенствовать речевые умения учащихся; развивать навыки контроля и самоконтроля;   развивать исследовательские умения. Воспитательные задачи:  формировать навыки совместной деятельности; развивать сознание собственной деятельности через рефлексию.

На уроках русского языка  для   развития  орфографической зоркости как способа формирования орфографической грамотности  применяю современные технологии: здоровьесберегающую, информационно – коммуникативную,  игровую,  технологию проблемного обучения и другие технологии.

Следует отметить, что использование ИКТ  необходимо для развития орфографической зоркости как способа формирования грамотности учащихся. Применяю различные электронные     мультимедийные     пособия. Во – первых, это электронные уроки и тесты, например,  мультимедийные уроки виртуальной школы Кирилла и Мефодия, которые содержат  теоретический, практический и тестовый материал по всем темам. Каждый такой урок имеет красочные иллюстрации, таблицы, схемы. Теоретический материал в большинстве случаев подаётся блоками, что даёт возможность овладевать учащимся образовательными компетенциями и экономить время на практическую работу над орфографическими правилами.  При подготовке к ЕГЭ, ГИА, зачётам на уроках и самостоятельно обучающиеся активно используют электронные репетиторы.   Такие электронные образовательные издания позволяют эффективно решать проблему более полного погружения в специфику тестовых заданий, формируют умение ориентироваться в учебном материале, умение быстро действовать  и выбирать нужный ответ. Во- вторых, на уроках для формирования орфографической грамотности использую электронные сопровождения в виде презентаций. Презентации отражают основные понятия, схемы, таблицы, алгоритм применения орфографического правила.  Презентации  на уроке важны, так как наглядность представленного  материала  красочна, поэтому изучаемые  орфограммы легко запоминаются учащимися.  В - третьих, использую  цифровые образовательные ресурсы ( « 1 С: Репетитор», « Программа – тренажёр по русскому языку « Фраза»). Программа « 1 С : Репетитор» содержит теоретический материал по орфографии, тестовые задания по всем орфограммам. При правильном ответе на задание появляется окно со словами одобрения, при неверном ответе выделяется ошибка и  предлагается подумать ещё. При завершении работы указывается процент правильных ответов. Применение тренажёра « 1 С: Репетитор» решаются следующие задачи: формируются умения работать с информацией, развиваются коммуникативные способности.  Использование ИКТ экономит время на уроке, позволяет усилить мотивацию учащихся, обеспечивает многоаспектное развитие школьника, подготовку учащихся  к жизни в условиях информационного общества.

Для формирования орфографической грамотности применяю технологию проблемного обучения. Целенаправленно создаю проблемные  ситуации. Предлагаю учащимся задания, когда они сталкиваются с проблемой. Например, провожу объяснительный диктант, в который включаю  слова с проверяемой и непроверяемой гласной в корне, в конце диктанта называю слово с чередующейся гласной. Учащиеся не  смогли объяснить правописание последнего в диктанте  слова,  сформулировать правило, классифицировать орфограмму. Учащиеся столкнулись с фактом недостаточности знаний. Осознание этого стимулирует поиск новых знаний. Проблемное обучение развивает мыслительные действия, вызывает интерес к орфографии, пробуждает творческие силы и, конечно, влияет на результативность. Учащиеся владеют приёмами решения проблем в учебных ситуациях, стремятся преодолевать трудности, то есть противостоять неуверенности и неопределённости, умеют выбрать оптимальный вариант решения проблемного вопроса.

Использую игровую технологию  на уроках  по изучению, закреплению орфограмм. Учитывая  особенности  возрастного воспитания учеников,  считаю  важным введение на уроках игр. Применяю на уроках следующие формы игр: соревнование, брейн – ринг, деловая игра, мозговой штурм, викторина и т.д.  Игровые методы и приёмы  позволяют сделать уроки  русского языка  интересными     и      содержательными.         Например,     игра « Поймай мяч». Учащиеся должны поймать мяч и объяснить написание слова, применив правило. Игра « Молния»: слова с определёнными  орфограммами  отпечатаны  на отдельных  карточках. Демонстрирую  их быстро -  2-3 секунды, ученики записывают их или проговаривают запомнившиеся слова. Игра « Обгонялки»: за определённое время учащиеся  подбирают как можно больше слов с изученной орфограммой, за каждый правильный ответ - один балл. Игра «Поиграем с друзьями»: даю  задание разделиться на две группы. С суффиксами ЧИК,  ЩИК составляют  слова, обозначающие профессию,  род деятельности. Одна команда с суффиксом  Чик, а другая – с ЩИК. Побеждает группа, которая не только больше  составит слов, но и сформулирует  правило  правописания согласных перед  этими суффиксами. Игра « Угадай – ка»: необходимо  угадать, о какой орфограмме идёт речь, записать несколько слов на эту орфограмму. Например, орфограмма находится в корне с чередующейся гласной. Выбор зависит от того, оканчивается ли  корень на СТ, Щ. Игра « Не подведи свою команду» даёт представление о том, как дети усвоили изученные орфограммы. Учащиеся 1 группы называют слово, например, пол – яблока, учащиеся 2  группы называют эту орфограмму, а дети 3 группы  объясняют написание этого слова.

Провожу задание « Четвёртое лишнее»  или « Третье лишнее». Учащиеся выбирают «лишнее» слово с точки зрения орфографии  и объясняют, почему они назвали именно это слово «лишним».Например,

*реч…нка, девч…нка,  печ…нка

*р…стение, р…сток, выр…щенный, прор…стёт

Для того чтобы лучше усвоить правило,  учащиеся заучивают правила - стихи, правила – сказки, которые можно  быстро воспроизвести в памяти. На уроках использую кроссворды, чайнворды, шарады, ребусы, головоломки, провожу викторины, включаю олимпиадные задания, чтобы заинтересовать учащихся и для формирования орфографических навыков. Провожу задания « Лови ошибку», « Корректор», « Помоги Пете Ошибкину».  В распечатанном тексте или на доске целенаправленно допускаю орфографические ошибки. Учащиеся  находят ошибки и исправляют их, формулируя правила.

Участвуя в игре, учащиеся совместно решают задачи, учатся общаться, учитывают мнение товарищей. Обучающиеся приобретают навыки работы в группе, овладевают различными ролями в коллективе. Каждая игра имеет близкий результат ( окончание игры), стимулирует учащихся к достижению цели и осознанию пути достижения цели.

В обучении использую личностно-ориентированный подход,  учитываю  особенности характера, интересы,  способности учащихся, создаю условия для познавательной активности учащихся. Личностно – ориентированный подход необходим, так как  создаёт эмоциональное благополучие учащихся на уроке, влияет на успешность учебной деятельности.  На уроках русского языка для формирования орфографической зоркости  реализую следующие принципы:  принцип научности (от простого к сложному);  системности и поэтапности действий;  продуктивного сотрудничества; принцип  учёта возрастных особенностей учащихся;   психологического комфорта;  принцип креативности ( ориентация на творчество) и другие принципы.   Применяю   следующие методы:  объяснение, беседу, метод опорного конспекта, информационный метод, метод проблемного обучения, «портретной орфографии», метод проектов,   исследования  и другие методы.

В   методической работе руководствуюсь положениями, сформулированными М.М. Разумовской в « Методике  обучения  орфографии в школе» М,, 1996  г. Предлагаемая методика обучения   отличается следующими чертами.1) В качестве основного  принципа  орфографии принимается морфологический. 2) Методика  разработана исходя  из принятого  в психологии положения о сознательной природе орфографического навыка  как навыка сложного.3) Процесс письма  должен протекать на семантическом уровне: схватывается смысл речи, осознаются значения слов и значения морфем -  значимых частей слов. 4)Сознательность навыка  обеспечивается необходимыми знаниями.5) Учитывая практическую направленность  школьной орфографии - формирование навыков грамотного письма, знания учащихся  должны быть   направлены на  овладение адекватными содержанию правил правописания  способами практических действий. 6)Орфография  русского языка  осваивается  в результате овладения  системой языка, его богатством. 7)Формирование прочных навыков - основная  задача орфографической подготовки учащихся. 8) Автоматизация навыка.

Но заниматься  выработкой орфографических навыков необходимо постоянно: при изучении всех разделов языкознания (морфологии, словообразования,  синтаксиса и т.д.) и на всех этапах  обучения (объяснения нового материала, закрепления,  повторения). Подсчитано, что ученики  знакомятся в школе с 71 орфограммой,  а в 50  формулировках  орфографических правил содержится указание на  принадлежность слова к определённой части речи. Таким образом,  для того чтобы  научиться грамотно писать,  надо « опознавать» и отличать  части речи. Непременным условием  овладения нормами современной русской орфографии и   умение  членить  слово на морфемы. Не случайно многие учёные -  языковеды  считают « золотым правилом» русской орфографии морфемный принцип написания слов. Учащиеся должны  уметь выполнять морфемный разбор слова и видеть, в какой морфеме находится орфограмма.

Для формирования  орфографической грамотности  на уроках  применяю орфографическое чтение. Известный русский учёный - методист Д. И. Тихомиров большое значение  в овладении грамотным письмом придавал  слоговому чтению  большое значение, « так как чтение по слогам  есть чтение  орфографическое». Орфографическое чтение -  это побуквенное проговаривание слова: слово читается так, как пишется. При  таком чтении  запоминание  орфографического  облика слова осуществляется тремя видами  памяти:  зрительной,  слуховой и речедвигательной. Ребёнок видит слово,  слышит его  и произносит  его в том  облике, как оно пишется.

С орфографическим чтением связана  методика Тоцкого  « Орфография без правил», которая помогает как можно лучше запомнить правописание словарных слов, не допускать ошибок в их написании. Название методики ни в коем случае не связано с отменой орфографических правил. Принцип методики гласит: « Произнесённое несколько раз слово по буквам будет правильно написано». На каждый урок готовлю карточку, на которой написано словарное слово. На время карточку поворачиваю к  учащимся. Ученики должны прочитать слово, запомнить и орфографически произнести. Такая методика  обостряет внимание учащихся, усиливает интерес к слову, помогает отработать технику чтения и, конечно, учащиеся запоминают написание словарного слова.

Использую  и другие  методики для словарно – орфографической работы. При изучении новых словарных слов применяю  методику  «Лингвистический портрет слова». 1.Находим слово в словаре или зрительно воспринимаем слово, записанное на доске. 2.Определяем лексическое значение слова.  Подбираем синонимы, антонимы к слову.  3.Рассматриваем, в каких фразеологических оборотах встречается слово. Объясняем значение оборотов.4.Выполняем транскрипцию слова, ставим ударение,  анализируем  звуковой и буквенный состав слова.5. Записываем слово в словарик. 6.Определяем этимологическое происхождение слова. 7.Отмечаем, как слово представлено в фольклоре  ( пословицы, поговорки, считалки, загадки).8. Закрепляем написание слова  в ходе урока. Систематически провожу словарные диктанты, в которые включаю изученные слова.

На  уроках провожу работу над ошибками не только после  проведённого диктанта, но и после каждой домашней работы учащихся, чтобы ещё раз закрепить правописание слов, в которых были допущены ошибки.  Работа над ошибками может быть   самостоятельной, групповой. Провожу работу над ошибками, предлагая учащимся интересные задания « По следам ошибок», « Найди и исправь».

На уроках по  изучению орфограмм формирую навыки работы со справочной литературой, прежде всего с орфографическим, этимологическим, толковым и другими  словарями. Учащиеся, работая с  этимологическим словарём,  знакомятся со значением, историей и происхождением слова. Часто этимологическая справка становится незаменимым средством предупреждения орфографических ошибок, например, слов с непроверяемыми орфограммами.

С 5 класса мои учащиеся заводят специальные общие тетради, в которых ведётся работа по составлению схем, таблиц, алгоритмов,  моделей, опорных конспектов, которые помогают учащимся запомнить орфографические правила, правописание трудных слов, слов – исключений. К этим тетрадям учащиеся постоянно обращаются при подготовке к урокам, а в 9, 11 классах при подготовке  к ЕГЭ и ГИА.

Использую разные виды контроля над знаниями, умениями и навыками учащихся. Эффективной формой контроля является тестовая проверка. Результаты тестовой проверки  фиксируют достижения учащихся на определённом этапе обучения, поэтому могут носить характер тематический ( проверка  изученной темы, допустим,  « Правописание  приставок пре- при») , промежуточный ( проверка фрагментов урока  , например,    « Буква и  после ц»),  итоговый (например, тест « Правописание окончаний разных частей речи»).Как  особый вид контроля над  знаниями, умениями и навыками учащихся использую разные виды диктантов (зрительные, с комментированием, объяснительные, графические,  выборочные (по орфограммам), предупредительные,  распределительные,  картинные,  творческие,  диктанты по памяти и т.д.) . Например, диктант « Проверю себя» - вид обобщающего  диктанта,  отличающийся  высоким уровнем  самоконтроля учащихся: разрешается  спрашивать учителя,  пользоваться словарём,  справочником. Вопросы и другие  способы самопроверки разрешаются (если  вопросы  задаются не ради  показной активности), исправления тоже. Диктант « Проверю себя»  способствует  выработке  орфографической зоркости, критического отношения к  собственному тексту. Такой диктант вызывает интерес  у учащихся. После  написания диктанта   учащиеся получают задание  сгруппировать  слова по каким- то общим признакам: по типам  орфограмм, видам орфограмм,  их  местоположению.

 Педагогические технологии, которые я применяю на уроках русского языка для развития орфографической зоркости как способа формирования грамотности учащихся, способствуют тому,  что у  учащихся сформировались орфографические навыки. Учащиеся  видят орфограммы, классифицируют их,  корректируют их  во время проверки, взаимопроверки,  самопроверки, выполняют тесты, справляются с  разными видами диктантов. Использование данных технологий оказывается  чрезвычайно эффективным для формирования различных компетенций. В области учебных компетенций учащиеся умеют решать учебные и самообразовательные задачи, связывают воедино и используют отдельные части знаний. В области коммуникативных компетенций умеют выслушивать  и принимать во внимание взгляды других людей, сотрудничать и работать в команде. В  области информационных компетенций учащиеся  самостоятельно находят, обращаясь к различным источникам, анализируют и отбирают необходимую информацию, умеют преобразовать, сохранить и передать  её.

 Используемые  технологии, методы, приёмы позволяют добиться стабильных результатов. Я готовлю учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ГИА. Учащиеся  подтверждают на итоговой аттестации свои годовые  и текущие оценки по  русскому языку.

Мои учащиеся принимают активное участие в районных олимпиадах по русскому языку и  литературе, в научно – практических конференциях,  в краевых конкурсах и  становятся победителями..

Конечно, в дальнейшем предстоит очень большая работа по  развитию орфографической зоркости как способа формирования грамотности  на уроках русского языка,  по формированию лингвистической, коммуникативной, информационной  компетенций, но главное, чтобы учитель при этом смог показать  своё педагогическое мастерство, а учащиеся не потеряли бы  интерес к предмету и любовь к родному языку.


Событие в моей жизни

volkowa 20 Январь, 2012 20:05 О себе Постоянная ссылка

Наш лучший друг - родной язык

volkowa 20 Январь, 2012 20:00 Творчество учащихся Постоянная ссылка

Москва. Всероссийский конкурс "Мой лучший урок"

volkowa 05 Январь, 2012 16:54 Фотогалерея Постоянная ссылка

Турбаза "Уба"

volkowa 05 Январь, 2012 16:41 Фотогалерея Постоянная ссылка

Красноярск. Творческий конкурс "Душа Сибири"

volkowa 05 Январь, 2012 16:39 Фотогалерея Постоянная ссылка

Мои педагогические успехи

volkowa 05 Январь, 2012 16:00 Мой педагогический успех Постоянная ссылка

Достижения учащихся

volkowa 05 Январь, 2012 15:58 Мой педагогический успех Постоянная ссылка

© 2010 - Design by Клуб УГА (all rights reserved)