Организация работы над математической задачей

zarechneva 08 Январь, 2011 14:14 Математика Постоянная ссылка

Скачать статью полностью с примерами (*.doc, 350 Kb) 

Задача – требование или вопрос, на который надо найти ответ, опираясь и учитывая те условия, которые указаны в задаче.

Решение задач - умственная работа. Решить задачу - значит найти такую последовательность общих положений математики, применяя которую к условиям задачи, получаем ответ.

В решении задачи я выделяю следующие этапы:

Этапы решения задачи.

1.      Анализ условия           Краткая запись условия.

2.      Поиск решения            План, идея решения.

3.      Решение.

4.      Анализ решения.

5.      Ответ.

Прием решения задачи с помощью уравнения

1.      Ввести переменную.

2.      Составить уравнение.

3.      Решить уравнение

4.      Соотнести корень уравнения с условием задачи.

1.     Анализ условия.

На этом этапе определяется, о чем идет речь в задаче, выделяются известные и неизвестные величины и их взаимосвязи. Выделяется основной вопрос задачи. Распознается вид задачи. Анализ условий всегда направлен на требования задачи. Заканчивается составлением краткой записи в  виде таблицы, графа, схемы, рисунка, чертежа.

2.     Поиск решения.

В случае если задача стандартная (то есть относится к виду задач, прием решения которых нам известен) или является совокупностью нескольких стандартных задач,  поиск решения сводится к указанию применяемых приемов, формул, теорем, составлению последовательности их применения.

Если задача не является стандартной, то я учу детей применять следующие способы:

·        способ разбиения (разбить задачу на стандартные подзадачи)           (см. Пример 3);

·        способ вспомогательных элементов (ввести вспомогательные параметры, построения) (см. Пример 2);

·        способ моделирования (заменить задачу вещественной или словесной моделью, понятной учащемуся).

Результатом поиска решения служит план, идея решения.

3.     Решение.

На этом этапе выполняется намеченный план решения, реализуется найденная идея решения.

4.     Анализ решения.

Решение школьных задач является не самоцелью, а средством обучения. По этому на этапе анализа решения происходит не только обсуждение проведенного решения, выявление его недостатков, поиск других способов решения. На этом этапе также происходит установление и закрепление в памяти тех приемов, которые были использованы в решении, выявление возможности применения этих приемов для решения других задач.

5.     Ответ.

Этот этап нужен для обучения умения выделять главное в решении задачи – ответ на основной вопрос и  правильно его формулировать.

  Примеры решения задач приведены в полной версии статьи

 


Комментарии


Добавить комментарий

Добавить комментарий
 authimage

© 2010 - Design by Клуб УГА (all rights reserved)